​Фиктивное предпринимательство: быть или не быть

Предполагаемые изменения в перспективе могут привести к дополнению статьи 205 Уголовного кодекса Украины примечанием, согласно которому лицо освобождается от уголовной ответственности за действия, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 205 УК (фиктивное предпринимательство), если таким лицом не были совершены иные преступления, предусмотренные разделами VI  и VII Уголовного кодекса Украины.

Иначе говоря, предлагается фактически декриминализировать статью 205 УК в случаях отсутствия совокупности преступлений. Мотивируется такое новшество тем, что создание или приобретение субъектов предпринимательской деятельности (даже при имеющейся при этом цели прикрытия незаконной деятельности) якобы не создает никакой общественной опасности и не является общественно опасным деянием.

В то же время, анализ зарегистрированного законопроекта приводит к несколько иным выводам. Создается ощущение, что авторы законопроекта решили «разгрузить» органы досудебного следствия, которые очень часто сталкиваются с уголовными производствами, в которых фигурируют граждане, согласившиеся зарегистрировать или оформить на себя субъект предпринимательской деятельности за определённое вознаграждение, не осуществляя при этом реальную предпринимательскую деятельность лично. Трудно согласиться с выводом о том, что подобного рода явления не являются нарушением закона и такими операциями занимаются предприниматели, которые собираются работать в соответствии с требованиями законодательства и платить налоги.   

Если уже и говорить о декриминализации ст. 205 УК, то она может иметь место при наступлении ряда условий, как например: при серьёзном изменении политических и экономических отношений в государстве, при расхождении закона с общественной нравственностью, при наступлении возможности вести борьбу более мягкими методами, при упорном невыполнении закона частью населения и т.п.

На мой взгляд, ни одно из вышеперечисленных условий на сегодняшний день не наступило. При этом статистика правоохранительных органов не демонстрирует устойчивой тенденции к снижению хозяйственных преступлений и преступлений против собственности. При таких  условиях говорить о том, что деяние, предусмотренное ст. 205 УК, утеряло общественную опасность – преждевременно.

Подводя итоги вышесказанного, можно констатировать одно: если законопроект № 2521а пройдет ВРУ, то результатом такого новшества будет увеличение количества субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных на подставных лиц.

Залишити відповідь