Версия для печати
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

10 причин для вдохновения

10 причин для вдохновения
08 октября 2015

О нематериальной мотивации коллектива, о том, как это сделать и какие плоды она может принести компании рассказал  Стефано Мантовани, начальник Департамента персонала UniCredit Bank Украина.

Если отбросить в сторону ту категорию мотивации, которую можно «пощупать», – зарплата, бонусы, подарки, то вы удивитесь, заметив, что большая часть факторов, которые по-настоящему «драйвят» на работе, – неосязаемые. Это что-то сродни счастью – когда оно есть, ты его просто ощущаешь. Но, как и в отношении счастья, вдохновением для каждого служат совершенно разные вещи. Чтобы проанализировать, что именно вдохновляет наших сотрудников, мы провели небольшое исследование, участие в котором приняли около 150 наших коллег.

Мы выделили 10 основных причин для вдохновения. Почти все относятся к нематериальным мотиваторам, которым часто не придают значение, хотя отдача и эффект от них, без сомнений, более длительны и существенны.

Открытый и легкий в общении топ-менеджмент

Этот пункт размещен на первом месте неслучайно, хотя, если базироваться только на результатах опроса сотрудников, нам стоило бы разместить его чуть ниже. Почему топ-менеджмент? Именно высшее руководство имеет очень мощное и масштабное влияние на всю компанию. Точно также как от высшего руководства до рядового сотрудника делегируются все важные решения и задачи, аналогично происходит и каскадирование культуры взаимодействия, стиля менеджмента, корпоративных стандартов. Если руководитель закрытый и привык вести агрессивное управление бизнесом, постепенно этот стиль спускается менеджерам среднего уровня и охватывает всю компанию. Такой стиль управления для достижения результатов задействует только первую часть метода «кнута и пряника», не оставляя места для вдохновения. Согласно Клайсу Кобьеллу, 99% всех сотрудников хотят выполнять работу хорошо. Как они ее выполняют, зависит от того, на кого они работают. Тут сложно спорить. Лучше просто проанализировать, стремится ли топ-менеджмент вдохновить свою команду, уделяет ли внимание этому вопросу, и предпринять нужные шаги. За счет своего статуса и веса в компании топ-менеджеры служат образцом для подражания. Стоит лишь немного скорректировать вектор поведения, чтобы достичь внушительного эффекта.

Безусловно, сотрудников вдохновляет открытость руководства и готовность воспринимать идеи, человечность, внимание, дружелюбность и легкость в общении, одинаково уважительное отношение к каждому. К примеру, мы практикуем принцип «открытых дверей» – в прямом и переносном смысле. Мы стремимся наладить диалог сотрудников с высшим руководством, организовываем «кофе с топ-менеджером», посещение руководителями отделений, тренинги для сотрудников с участием топов и т.д. А на 8 марта мужчины топ-менеджеры обязательно посещают все 4 главных офиса и лично поздравляют каждую женщину, а их около 1200! Эти активности минимальны по затратам ресурсов, но дают высокий уровень вдохновения для команды.

Команда

Люди – безграничный источник вдохновения. Наше исследование показало, что для многих ключевую роль в уровне удовлетворенности на работе играет окружение. Поддержка со стороны коллег, совместное преодоление трудностей, общие цели, стремления и достижения дают мощный заряд позитива. Этому способствует внутренняя корпоративная культура, которая создает атмосферу и во многом определят поведение людей. Когда в команде появляется новичок, постепенно он пропитывается существующей корпоративной культурой, перенимая манеру общения и взаимодействия. С другой стороны, каждый новый человек привносит в эту культуру что-то свое, таким образом изменяя ее. Поэтому здесь важную роль играют сотрудники по подбору персонала, которые помимо желаемых компетенций должны рассматривать каждого кандидата с точки зрения соответствия корпоративным ценностям.

Перспектива

Стремление к чему-то большему лежит в основе многих достижений. Это очень мощный мотиватор, и хорошо, когда компания поддерживает желание сотрудников развиваться и строить карьеру, помогает совершенствовать знания и навыки. Именно такая поддержка вдохновляет. Воодушевляют и примеры коллег, которые из рядовых сотрудников выросли до руководящих должностей. В этом отношении задача HR-ов – предложить сотруднику персональный план развития (developmenеt plan), корректируя его на каждом этапе. Отлично очерчивает перспективы и регулярная обратная связь со стороны руководителей, которая дает сотруднику виденье дальнейших шагов,  ощущение заботы и внимания к себе.

Отличная альтернатива вертикальному росту, который не всегда доступен сотруднику, – кросс-функциональные перемещения. Мы активно используем этот метод в нашей компании.

Сотруднику это обеспечивает более широкие перспективы роста, в том числе и на международном уровне, а компании такой подход позволяет защищать персонал от сокращения и закрывать большинство позиций за счет внутреннего резерва.

Лидеры, но не боссы

Есть много инструкций о том, как из босса перейти в категорию лидера, и, к сожалению, не так много боссов, желающих воспользоваться этими знаниями. Вдохновлять, наверное, сложнее, чем командовать, но и результата от этого больше. В рамках проекта по кросс-функциональности мы предложили нескольким руководителям должности в других бизнес-линиях, где они смогли проявить свои лидерские качества. Именно в этих подразделениях мы увидели существенный рост лояльности к банку по результатам ежегодного исследования удовлетворенности сотрудников. Лидер действительно может стать драйвером для своей команды.

Чем может вдохновить лидер? Больше слушать и слышать подчиненных, решать сложные задачи сообща, стоять горой за своих, проявлять эмпатию, вселять уверенность, мотивировать и помогать развиваться, доверять, видеть в людях людей, а не штатные единицы, относиться ко всем с уважением и самому заслужить его.

Сложные задачи и возможность воплощать собственные идеи

Согласно нашему исследованию, для многих вдохновением служат сложные или «свежие» задачи, выполнение которых требует значительных усилий, новых знаний, поиска, анализа, командной работы. Здесь подстегивает как сам процесс, так и конечный результат. Ощущение своего вклада в общее дело и понимание значимости проделанной работы – действительно сильный стимул. Понимание этого аспекта может принести компании хорошие дивиденды. Главное – четко определить, для кого вызов является драйвером, «вручить» задачу и пожинать плоды.

Одновременно хорошим спросом пользуется возможность внедрять собственные идеи. В каждой компании найдется много талантов, людей с нестандартным виденьем, креативными задатками и стремлением к изменениям. Их вдохновение – в возможности созидать. Задача компании – лишь активно слушать предложения сотрудников, организовать процесс «просеивания» идей, дать некоторую свободу действий и на нужном этапе контролировать результаты.

Толерантность к ошибкам

У первопроходцев-создателей, которые вдохновляются, работая над новыми проектами, как и у всех остальных сотрудников, временами неизбежны ошибки. Поэтому важно перевести возможность допустить ошибку из категории «смертного греха» в сферу обычного в бизнес-процессе явления. Эффективность корпоративной культуры состоит в том, чтобы позволить сотрудникам учиться на ошибках, а не наказывать за них. Смелость города берет. И если сотрудник будет чувствовать поддержку и содействие в реализации своей задачи со стороны босса или ментора, а не заранее предвидеть негатив от неудачной попытки, он наверняка решится на большее, захочет рискнуть, попробовать пройти по новому пути. Это окрыляет, развязывает руки и сулит дать лучший из возможных результатов.

Признание и вознаграждение

Важно помнить о необходимости признания или вознаграждения, недостаток которых ведет к демотивации сотрудников. Одного энтузиазма в решении объемных или сложных задач надолго не хватит. Поэтому для поддержания вдохновляющей атмосферы стоит находить время и ресурсы для признания и поощрения сотрудников. Опять же, речь идет не только и не столько о финансовом вознаграждении, а как раз о нематериальных бонусах – позитивной обратной связи, публичной похвале, включении в пул талантов компании, приглашении на полезный тренинг. Вариантов много, главное – не упускать шанс поблагодарить сотрудника.

Возможность помогать другим

Чувство нужности и значимости питает многих. Один из хороших способов вдохновить себя – помочь другим. Такой подход всегда требует взаимодействия, коммуникации, энергии, вовлеченности и отдачи. Но отдавая, сотрудник обязательно получает что-то взамен. Здесь я говорю не только об участии в волонтерских инициативах, благотворительных проектах и персональной помощи, которые, безусловно, служат хорошей площадкой для реализации потенциала тех, кто стремиться помогать другим. Здесь речь идет и о менторстве, когда сотрудники выявляют желание способствовать развитию молодых профессионалов. Сюда входит и участие в кросс-функциональных проектах, где сотрудник может помогать в реализации задачи другого подразделения на волонтерских началах. Кстати, желание помогать другим, как правило, служит не только для вдохновения, но и для карьерного роста. Люди, которых воодушевляет шанс принести пользу или помочь, отличаются своей активностью, энергичностью, что не может остаться незамеченным и неотмеченным.

Уверенность в будущем

Репутация компании, привлекательность бренда, прочность и устойчивость, сильные позиции на рынке, конкурентоспособность. Все эти факторы для сотрудника трансформируются в «я – часть мощной компании, а, значит, я сильный, я могу». Будущее и благополучие каждого во многом зависит от устойчивости работодателя. Особенно сейчас, в период турбулентности, сотрудникам крайне важна способность компании держать удар. Подтверждение этому мы увидели в исследовании удовлетворенности сотрудников в нашей компании за 2014 год. На фоне краха стольких банков и общей ситуации в стране они увидели в нашем банке устойчивость и надежность. В цифрах уровень приверженности компании в 2014 году вырос на 7 пунктов до 82%.

Честная игра

Доверие – базовая категория для построения здорового климата в компании. Честность, прозрачность, деловая этика и следование стандартам – основа ведения бизнеса. Компания должна культивировать эти качества за счет собственного примера, ведя честную игру как в отношении клиентов, так и команды. Это важный фактор бренда работодателя. Независимо от ситуации у сотрудника должно быть знание того, что компания действует согласно заявленным условиям, выполняет все обязательства,  серьезно относится к социальной защите, чтит гендерное равенство и этнокультурные различия, обеспечивает каждому равные возможности.

Если этого нет, стоит ли рассчитывать на другие способы вдохновения? Любые признаки несправедливости, обмана, двойных стандартов убивают человеческие стремления или побуждают действовать аналогичным образом.



Читайте также

загрузка...

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

, , , , ,
*/?>