Версия для печати
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Украинская мода: куда мы движемся?

Украинская мода: куда мы движемся?
09 октября 2015

В сентябре 2015 года в Киеве стартовал международный конкурс молодых дизайнеров одежды и аксессуаров New Fashion Zone. Конкурс - это социальная платформа, задачей которой является развитие легкой промышленности и масштабирование успешных бизнес-моделей в Украине и мире под лейблом «made in Ukraine».

Сompanion Online побеседовал с автором идеи и продюсером проекта Марией Териховой о развитии легкой промышленности в Украине. К беседе присоединились также члены жюри проекта: Татьяна Абрамова – учредитель и идейный вдохновитель Дома моды «РИТО» и Голда Виноградская – основатель бренда GOLDA и организатор национального проекта Fashion Globus Ukraina.
 
Какие вы можете выделить сегодня основные проблемы украинской легкой промышленности, которые не дают ей развиваться? Как их можно преодолеть и какие возможности есть сейчас для Украины?
 
Голда: На мой взгляд, легкая промышленность Украины или точнее, то, что от нее осталось, - это множество талантливых дизайнеров и фабрики, в большинстве своем оставшиеся еще со времен СССР, которым удалось удержаться на плаву. Фактически фабрики выживали и выживают благодаря работе по давальческим схемам с крупными зарубежными брендами. Этот факт отчасти и повлиял на то, что за границей рынок украинской легкой промышленности воспринимают в основном только как площадку для оказания услуг по давальческим схемам.

Пробиться на внешний рынок представителям данной отрасли достаточно сложно, поскольку у каждой страны развита протекционистская политика защиты местных производителей.
К тому же развивать собственный бренд и производить продукцию под него украинские фабрики не спешат. Это связано со многими факторами, среди основных могу выделить – отсутствие опыта, инвестиций, а также привычка работать «по старинке». К тому же, в последнее время возникают проблемы с квалифицированным персоналом - работать на фабриках за мизерные зарплаты желает с каждым годом все меньше и меньше женщин. Люди рабочих профессий массово покидают страну, а в швейных училищах наборы падают с каждым годом.

С другой стороны большинство дизайнеров случаев не умеют и не стремятся тиражировать свои «произведения» иначе, по их мнению, это «уже не искусство». Потому и превалирует огромное количество выставок, фестивалей и ярмарок «hand made», а все субъекты «легенькой промышленности» не собраны в один живой организм, а существуют поодиночке. Да и правительство не особенно поддерживает отрасль.

Татьяна: На сегодняшний день сама структура легкой промышленности разрушена – крупные предприятия развалены, а маленьким очень сложно укрепиться и нарастить мощности.

Со своей стороны, я сосредоточусь на проблемах развития трикотажного производства в Украине, поскольку являюсь ее представителем. Среди основных проблем, с которыми приходиться сталкиваться ежедневно, это:

  1.  полное отсутствие нормальной сырьевой базы. В Украине  на сегодняшний день нельзя приобрести сырье нормального качества и мы покупаем его за рубежом. Нам постоянно приходится решать вопросы с налоговой, таможней и т.п.
  2. необходимость модернизации технологической базы. Например, оборудование, которое используется в трикотажной отрасли, очень дорогостоящее -  одна машина стоит порядка 50 тыс. евро., а для конкурентоспособного функционирования небольшого предприятия с широким ассортиментом необходимо минимум 6 таких машин. Следовательно, нужно искать инвесторов, привлекать кредитные ресурсы, опять же решать налоговые и таможенные вопросы.
  3. дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей, так называемых «синих воротничков».

По моему мнению, решить данные проблемы без продуманной протекционистской политики защиты своего отечественного производителя на уровне государства невозможно. А мы наблюдаем ситуацию, когда спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Понятно, что в любом случае нельзя опускать руки, нужно продолжать работать. К примеру, мы сами  готовим себе специалистов, ищем и привлекаем инвестиции, берем в лизинг  у немецкой компании оборудование под 1-2 % годовых и т.д. Но для решения подобных вопросов, нужен опыт, сформированная репутация и т.п. чего нет у небольших, начинающих компаний.

Какова миссия ваших проектов? Какие цели вы перед собой ставите?

Мария: Миссия платформы New Fashion Zone – это, в первую очередь, помочь талантливым дизайнерам сделать из своего хобби бизнес. Мы активно выступаем за то, чтобы украинский продукт хорошо продавался в Украине и, как перспектива, за рубежом. Поэтому мы задумывали New Fashion Zone не ради красивого шоу, а как первый этап в создании платформы, стимулирующей и поддерживающей развитие легкой промышленности в Украине
Мы видим острую необходимость в маркетинговом и бизнес консалтинге молодых украинских дизайнеров. А так же, огромные перспективы развития легкой промышленности  Украины. Правда, формат работы, качество финального продукта и современность – это вопросы, над которыми нужно будет активно потрудиться. Мы хотим стать «плечом» для талантливых дизайнеров в создании сильных брендом, как нишевых, так и массовых.

Татьяна: Со своей стороны хочу добавить, что одной из основных задач New Fashion Zonе – выявить, наверное, из количества качество. Потому что, то количество дизайнеров, которое на сегодняшний день выпускается разными вузами не всегда необходимо в легкой промышленности. То есть, легкая промышленность должна не просто взращивать звезду, а звезда должна находить конкретное применение своим идеям, своим коллекциям, потому что в большей степени, наверное, задача New Fashion Zone – не просто открыть новые имена, а этим новым именам дать какой-то прикладной смысл. Потому что мы должны, наконец, научиться создавать не искусство ради искусства. Мы должны соединить, создать симбиоз между дизайнерами и предприятиями легкой промышленности с целью создания модной доступной одежды -  пусть небольшими партиями, с частым обновлением. К примеру, ТД «РИТО» выпускает 6 коллекций в год,  над которыми трудится 3 дизайнера. Мы делаем маленькие серии, что позволяет нам быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка, быть гибкими.

Если же говорить о миссии ДМ «РИТО», то это создание качественного модного украинского продукта, некого народного бренда со свойствами антидепрессанта. Ведь любая одежда – это эмоциональная составляющая. Наша главная задача – одевать людей не одинаково.

Голда: Fashion Globus Ukraine - это по-своему уникальный социо-культурный проект, направленный на изучение спроса/предложения украинских дизайнеров и производителей одежды и аксессуаров, продвижения самых эффективных на внутреннем и внешних рынках.
Мы занялись сейчас темой популяризации системы профессионально-технического образования среди населения, совместно с Министерством образования Украины изменением программы обучения персонала под требования рынка и работодателей, активно работаем в разных направлениях с производителями, а не только дизайнерами «единичных шедевров».

Дизайнеры VS производство. Как наладить эффективное взаимодействие. Какими успехами вы можете поделиться?
 
Татьяна: Когда мы воспитываем дизайнера, то мы, с одной стороны, понимаем, что мы воспитываем художника, но этот художник должен для себя понимать, что искусство, мода и маркетинг – это 3 главных составляющих успешного бизнеса.

Прикольно создать одежду, когда ты неделю создаешь какое-то платье сложнейшей конструкции, из дорогущей ткани, и оно одно. Да, это искусство. Но лучше искусства – когда ты понимаешь, что ты можешь создать достаточно технологичные вещи – все гениальное очень часто просто. Ты создаешь технологичную вещь, ты рассчитываешь на то, что ты делаешь не  мега массовую партию, а, скажем так, мелкосерийное производство, какие-то небольшие объемы, и ты создаешь свою коллекцию. Мелкие серии модной одежды. На мой взгляд, лучший пример для подражания – это Zara. Стиль работы этой компании – это то, к чему должна стремиться на сегодняшний день компания, которая хочет оставаться на плаву в мега конкурентной среде.

Голда: Со своей стороны подчеркну, что очень найти дизайнеров, готовых работать не только на собственный бренд. Создавая коллекцию помнить о том для кого она создается, кто Ваша целевая аудитория и конечно же идти в ногу со временем – отслеживать модные тенденции, конструктивы и технологии.

Благодаря каким основным факторам можно выстроить успешный бизнес на творчестве?
 
Татьяна: Бизнес, как и любой другой организм, имеет руки и ноги. Так вот,  ноги – это соотношения качества и дизайна, а руки – это цена и привлекательность бренда. При этом важно соблюдать баланс между этими двумя составляющими. Жизненность любого бизнеса – это ориентация на массового потребителя, отличное качество продукции и адекватная ее стоимость. Поэтому, с одной стороны, всегда важно помнить о цене товара, а с другой о  привлекательности бренда, тех эмоциях, которые он вызывает у потребителей. И самое главное – любить свою работу и верить в успех!  

Мария: Прежде всего, нужно относиться к fashion как к бизнесу, а не как к хобби, творчеству или мимолетному увлечению. Перед стартом работы необходимо разработать бизнес-план и посчитать финансовый прогноз. Важно, оценить конкурентные преимущества будущего бренда, инструменты сбыта и маркетинга, и не забыть о рисках.

Финалистам NFZ мы будем предлагать разработать бизнес-кейсы, понятные потенциальным инвесторам. Наша задача – помочь им научиться переводить с «дизайнерского» на «финансовый» язык. Мы стремимся создать такую платформу на территории которой мы сможем собрать всех потенциальных партнеров вместе и запустить бизнес в работу, способствуя его продвижению и росту.

Основной фактор успешного бизнеса - это активная работа над реализацией бизнес-плана. Бизнес должен быть прибыльным и, как цель максимум, масштабируемым.

Голда: Только благодаря правильному маркетинговому подходу в отборе коллекций и грамотным стратегиям их продвижения можно выстроить успешный бизнес.

comments powered by Disqus
загрузка...

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

, , , , ,
*/?>