Версия для печати
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Кризис открывает новые возможности для бизнеса

Кризис открывает новые возможности для бизнеса
16 октября 2015

Глава наблюдательного совета MA Group Андрей Малафеев рассказал о вызовах и возможностях для бизнеса в строительной отрасли.

Андрей Малафеев – Глава наблюдательного совета вертикально интегрированной группы компаний MA Group, основным направлением деятельности которой является строительный бизнес. Флагман группы – архитектурно-проектная компания Институт «МіськЦивільПроект» – одна из проектных организаций, которая занимается градостроительством и объемным проектированием. Компании группы также охватывают направления девелопмента, консалтинга, маркетинга в сфере недвижимости и дизайна. Другие сферы деятельности группы включают аграрный и медийный бизнесы.
   
Как изменилась ситуация в строительной отрасли?

Длительное время строительная отрасль в силу различных обстоятельств работала в тепличных условиях. Современное оборудование, новые технологии, умные материалы – только у лидеров и то на отдельных объектах. Рынок, в лице различных заказчиков, требовал низкую цену, а качество, наполнение, экологичность, энергоэффективность и многое другое приносилось в жертву.

Девелоперы, за редким исключением, объект не эксплуатировали, и, как следствие, долговечность решений их интересовала не в первую очередь. Теперь мы видим, что здания, совсем недавно сооруженные, не всегда выглядят эстетично, эксплуатируются дорого, и перестроить их практически невозможно. Сейчас, когда борьба за покупателя стала повседневностью, больше нельзя допускать таких ошибок. Нельзя, чтобы объекты морально и технически устаревали еще в процессе строительства.

Можно ли говорить об ужесточении конкуренции?

Как раз сейчас наступило время нормальной конкурентной борьбы за деньги покупателей и арендаторов. Не секрет, что долгие годы, да и сегодня такое встречается, компании арендовали землю, ставили забор и сразу включали маркетинговые инструменты по сбору средств от инвесторов – будущих владельцев квартир. Планировки неэффективные, паркинга нет, инфраструктура не предусмотрена, транспортная развязка не решена, оформление по «серым» схемам – ничто не пугало обывателя. Дома финансировались и строились. Все, что построено, – все продано. Сейчас по-другому: предложение на рынке недвижимости дает возможность покупателю лучше присмотреться и выбрать то качество, за которое он готов заплатить.

Девелоперам и застройщикам еще предстоит борьба за каждого покупателя или арендатора. Выиграет та компания, которая сможет предложить  не просто жилье, а определенный уровень жизни, комфорт, удобство эксплуатации. А это и внедрение энергоэффективных технологий, и  гибкая планировка, и технологии управления, и эстетический вид.
   
Какие возможности для строительного бизнеса открыл кризис?

Сегодняшний кризис в отрасли – это возможность изменить подход. Необходимо участие компаний, решающих инженерные, конструкторские, градостроительные вопросы на современном техническом уровне. Девелоперам нужны союзники в лице современных и актуальных архитекторов, ориентированных на рыночные запросы, готовых к диалогу и понимающих, что лучший результат работы – прибыль всех участников создания объекта; союзники в лице маркетологов и консультантов, способных объективно оценить ситуацию на рынке, предложить оригинальную концепцию, учитывающую сегодняшние и долговременные потребности покупателей.  
   
Приведите, пожалуйста, пример.

Для нас обычная практика, когда над проектом работают архитекторы, инженеры и консультанты. Если говорить обобщенно, консультанты – это рынок, его тенденции, спрос, а архитекторы-проектанты – это город и его ограничения. Можно построить красивое здание, но если оно не будет пользоваться спросом, зачем нужен такой проект? Во многих проектах, которые строились без участия консультантов, концептуальные просчеты стали очевидными только уже в процессе реализации и эксплуатации. Зачем набивать себе шишки, если изначально можно свести эти риски к минимуму? Кроме того, если в команде присутствует консультант, объем работы, которую делают архитекторы, пытаясь  учесть замечания клиента, снижается в разы. А почему? Потому что консультанты изначально предлагают концепцию и идею проекта, обосновывают ее, согласовывают с заказчиком, и только потом архитекторы приступают к работе. К слову, в MA Group входит единственная консалтинговая компания, которая специализируется на жилой недвижимости. Считается, что жилье – самый сложный сегмент недвижимости, а исследования для жилого сегмента самые затратные и требуют регулярного мониторинга по многим показателям. Мы изначально были нацелены на жилой сегмент, поэтому команду консультантов и маркетологов подбирали с этой специализацией.
   
Что еще отличает ваши компании от конкурентов на рынке?

Мы стараемся давать клиенту больше, чем он ожидает получить. Создание проекта или концепции с учетом коммерческих интересов девелопера, помощь в согласовании документации и многое другое – в нашем случае это нормальная, повседневная работа. Например, мы сопровождаем заказчика на всех этапах: от получения градостроительных условий и ограничений, оптимизации технических условий до прохождения экспертизы. Потому что проектанту легче отстоять решения по проекту в диалоге с государством и монополистами. Если говорить об архитектурных проектах, то мы занимаемся комплексным проектированием: разработкой градостроительной документации, подготовкой и разработкой проекта, сопровождением строительства и реализацией вновь построенных объектов. Мало кто понимает важность первоначальных этапов проектирования – анализа и создания концепции. Мы же на этом делаем самый большой упор. Потому что именно на этой стадии закладывается будущая прибыль или убытки заказчика. Ведь проектанты предусматривают условия, которые впоследствии будут способствовать привлечению посетителей и покупателей.

Кроме того, как мне кажется, нас отличает тот факт, что компании MA Group занимаются социальными проектами. Учитывая специфику деятельности, наша социальная ответственность выражается в проектах, которые направлены на развитие рынка недвижимости, строительной отрасли в целом и на развитие города. В нашем активе есть несколько проектов, которые мы сделали по заказу Института Генерального плана города Киева. Они направлены на обустройство городской среды и определение допустимых отметок высотности застройки кварталов в центральной планировочной зоне города.
   
Какие, по вашему мнению, компании смогут пережить кризис?

Могу предположить, какие составляющие работы повлияют не только на выживание в период кризиса, но и на успех компании в целом. Важно сохранять сотрудников. Подготовленных людей не так много, как хотелось бы. Также нужно строить отношения с поставщиками, подрядчиками, заказчиками на взаимовыгодной основе, а не пытаться, прикрываясь общим состоянием экономики, нарушать обязательства, не платить, пересматривать в одностороннем порядке достигнутые договоренности. Участвовать в работе общественных организаций, держать в тонусе государство, улучшая законодательство и правила игры в отрасли. Перенимать опыт, учиться, развиваться. Осваивать и применять новые технологии, материалы, инновационные решения. Не стесняться своих достижений, делиться знаниями.

Нужно выстраивать диалог с городом и жителями. Пытаясь заработать, помнить о здравом смысле и своей ответственности. Отрасль создает не пластиковую декорацию. Убрать или переставить не получится. Понимать, что город будет жить после нас тысячи лет и допущенные ошибки будут влиять на жизнь многих поколений.

comments powered by Disqus
загрузка...

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

, , , , ,
*/?>