Слишком большой выбор – это не очень удобно для жизни?

Есть такая идея, что слишком много вариантов создаёт тревогу и оставляет людей менее удовлетворенными. Неважно о чём идёт речь – о покупке продуктов в магазине или любовных отношениях.

Мысль не новая, но в западных СМИ в последнее время она становится поводом для всё более глубоких дискуссий. The Guardian, например, пишет о том, что одно из решений, которое принял исполнительный директора Tesco Дэйв Льюис, чтобы вывести компанию из кризиса, состояло в том, чтобы уменьшить ассортимент в супермаркетах с 90 000 наименований до 60 000.

Надо, конечно, посмотреть, как у него это получится (хотя успех, разумеется, зависит не только от этого). Но нельзя не признать, что посетитель супермаркета часто бывает ограничен во времени, чтобы заниматься кропотливым отбором из огромного множества.

Американский психолог Барри Шварц уже писал об этом в своей книге «Парадок выбора». Разнообразие, которое воспринимается, как безусловное благо цивилизации, на самом деле парализует волю.

Принятие решения в современном многовариантном мире становится весьма ресурсозатратным занятием. Здесь, кстати, можно найти и одну из причин прокрастинации.

С другой стороны, наличие широкого выбора приводит к другой проблеме – эскалации ожиданий. Даже получая в руки то, что искал, несчастный потребитель благ цивилизации испытывает легкое сомнение. Наверняка где-то есть ещё лучшее.

Таким образом, расширение выбора в определённы момент оборачивается из блага в проблему.

Нью-Qhrcrbq профессор сициологии Эрик Клиненберг написал книгу «Going Solo: The Extraordinary Rise and Surprising Appeal of Living Alone», в которой рассказывает о причинах совоменного одиночества.

В Японии есть такая категория мужчин, которая называется Sōshoku danshi (травоядные). Это молодые люди, которые не испытывают интереса к тому, чтобы завести отношения с женщинами. Местные социологи открыли этот феномен в начале 2000-х.

Одна из причин – развитие онлайн-порнографии, которая предлагает всё большее количество вариантов для удовлетворения сексуальности и становится всё более интерактивной.

Ещё один момент – чувство вины, которое испытывает человек. The Guardian приводит в качестве примера существование большого количества вариантов для оплаты коммунальных тарифов. Бремя ответственности под названием «мы платим слишком много» ложится на потребителя, который оказался недостаточно расторопным, чтобы разобраться в вариантах своих расходов.

Выбор школ для образования детей, банков для вкладов, тарифов для мобильного телефона и т.п. Нередко это приводит к сознательному отказу от выбора и так называемой «добровольной слепоте».

Похоже, наступает время для обратных тенденций. Как прийти к разумным ограничениям выбора – задача невероятно интересная.

Залишити відповідь