Инновации vs Качество

Управленческий учет дает достаточно информации для принятия решений. Однако, уходя корнями в бухгал терский учет, он сильно привязан к денежным пото кам и прибыльности предприятия. Елена Барышникова напомнила, что ни один из современных методов управления прибылью не является универсальным.

Тем не менее актуальные подходы в управленческом учете позволяют выйти на уровень стратегического управления.

Одним из ключевых может стать акцентирование на создании добавочной стоимости.
Основная задача управленческого учета – это укрепление конкурентоспособности предприятия. А в конкурентной борьбе самый главный аргумент – принципы ценообразования, что влечет за собой вопросы правильного расчета себестоимости и эффективности. В свою очередь эффективность зависит от продуманного создания добавленная стоимости.

Если говорить о стратегиях, некоторые компании делают ставку на инновации, подобно немцам, другие – на качество и совершенство бизнес-процессов, как японцы. Но каждая система управления прибылью имеет свои сильные и слабые стороны.

К примеру, если компания выбрала путь новаторства, значит, она вкладывает большую часть усилий в скорейшее появление продукта на потребительском рынке. Внедрение новшеств заставит производителя жертвовать качеством продукции. Это не позволит закрепить за собой на рынке сколько-нибудь значимую долю присутствия. Если компания выбирает качество и низкую цену – это уже массовое производство. За такой компанией закрепится только определенный сегмент рынка.

Не стоит забывать, что создать высококачественный продукт без определенных расходов невозможно. Затраты на качество бывают двух типов: упреждающие (дорогостоящие материалы, оборудование, обучение персонала и т. д.) и гарантирующие. Упреждающие затраты по контролю качества могут быть высокими, но они всегда будут ниже издержек на устранение  последствий от полученного брака. Это важный аспект конкуренции, который называется TQM – Total Quality Management (всеобщее управление качеством).

Уважающая себя компания всегда придерживается высоких стандартов качества. Примером здесь может выступить немецкий концерн Volkswagen, недавно отозвавший около двух миллионов автомобилей из-за неполадок. Похожая история – со шведской компанией Volvo. С рынка была изъята целая партия авто из-за брака, обнаруженного в системах безопасности всего нескольких автомобилей. Шаг, на который пошли эти компании, гораздо дешевле, нежели риски от потери репутации. К сожалению, такой подход к реализации продукции в Украине непопулярен.

Согласно философии ABC – Activity Based Costing (расчет себестоимости по видам деятельности) – учет затрат должен основываться на конкретных бизнес-процессах. То есть, по каждому продукту ведется точечный сбор информации о затратах на его производство. В целом, расходы нужно распределять комплексно на всю структуру производства.

Существенной проблемой для производства является перекрестное субсидирование – когда совершенно убыточный продукт или услуга финансируются за счет прибыли, полученной от других видов деятельности компании. Чтобы избежать этой сложности, нужен стратегический подход, умение увязать бизнес-процесс и активность по производству. Многие  собственники на данном этапе переосмысливают бизнес-процесс таким образом, что в итоге меняют ценовую политику.

Среди минусов ABC – трудности в нахождении экономической корреляции. Если истощается денежный поток, компании придется отыскать бизнес-процесс, который его сгенерирует. В Украине данная философия применяется редко. За границей ABC достаточно активно применяется в банках.

Залишити відповідь