Версия для печати
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Обучение и развитие персонала в трудные времена

Обучение и развитие персонала в трудные времена
15 декабря 2015
Обучение персонала стало для бизнеса неподъемной частью расходов. Оптимизируя расходы на повышение профессиональных и личных качеств сотрудников, компании сталкиваются с потребностью трансформации и совершенствования обучающих программ
Когда экономическое будущее страны не вещает ничего хорошего, одним из способов для бизнеса удержаться на плаву является переход в режим экономии и урезания бюджетов. Первыми под раздачу попадают те направления, которые не приносят финансовых результатов «здесь и сейчас», и на первый взгляд, кажутся наименее важными. Например, если сокращение производственных расходов является нецелесообразным, то прекращение финансирования обучения персонала, может показаться выходом из ситуации.

Тем не менее, инвестиции в знания является крайне важным с точки зрения устойчивого развития бизнеса, в то же время не принося быстрых результатов. Впрочем, кризисные времена диктуют свои условия. Иногда задача обучения персонала стоит настолько остро, что приходится тратить много ресурсов, несмотря на дороговизну.

Так, по мнению Ирины Тихомировой, президента бизнес-школы МИМ-Киев, можно говорить о достаточно устойчивом спросе на корпоративные программы среди компаний, которые находятся в процессе реорганизации, трансформации, выхода на новые рынки. Возникают новые задачи и, следовательно, появляется потребность в людях, которые могут их эффективно решать. Если говорить языком цифр, в 2015 году спрос на корпоративные программы вырос в два раза.

ОБУЧИТЬ, НЕЛЬЗЯ, СОКРАТИТЬ

Развитие профессиональных навыков и умений специалистов, а также повышение уровня их знаний является следствием изменений правил игры в бизнес-среде. Если раньше компании брали курс на развитие бизнеса, то сегодня стоит задача создать прочный фундамент для его восстановления. В связи с этим и запросы на обучение видоизменились и модифицировались.

По словам Аллы Заднепровской, учредителя и директора МКГ «Живое Дело», заказчик услуг обучения от точечных тренингов перешел к комплекс-
ным модульным проектам развития разных уровней и категорий персонала. «Если это запрос на обучение продавцов, то проводится не двухдневный тренинг, а программа, минимум на 4 месяца. В не входят тренинги, межмодульные встречи, полевые выходы, коучинг руководителя, прочее», — поясняет г-жа Задне-провская.

По-прежнему существует потребность в формировании у менеджеров комплексного понимания задач управления. Управленцев сейчас хотят обучить системным взглядам, общему видению с обязательной привязкой к специфике компании и рынка. «В первую очередь, мы получаем запросы на развитие у слушателей так называемых softskШs. Здесь интересны не вопросы бухгалтерии и налогов, а стратегический менеджмент и маркетинг. В кризис важно уметь грамотно выстроить управление и структуру продаж», — поясняет Ирина Тихомирова.

Если говорить о развитии руководителей, то это может быть программа на полгода или даже год. Это модули по лидерству, управлению командой, развитию эмоционального интеллекта, управлению изменениями, развитию стратегического мышления.

В ТЦ «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» на первый план вышла потребность в обучении персонала торговых центров — кассиров и сотрудников торговых отделов. Тематика обучения заключается в знании продукта, навыках продаж и работе по обслуживанию клиентов. Также возникла потребность в обучении линейного менеджмента в торговых центрах — начальников торговых отделов и управляющих торговыми залами, менеджерским навыкам и лидерству.

«Для сотрудников офиса поддержки актуальной является потребность ознакомления с функционалом других отделов для лучшего понимания взаимосвязи между процессами, выполняемыми разными отделами, и их взаимного влияния», — считает руководитель отдела обучения и развития Татьяна Городняя.

Все чаще появляются сопутствующие услуги — оценивание до тренинга, домашние работы, посттренинговая поддержка, закрепляющие курсы, персональные коучинговые и мониторинговые сессии по результатам пройденных программ. «Клиенты предпочитают интерактивные программы с непосредственным вовлечением всех слушателей в процесс обучения, выбирают удобный график, онлайн-поддержку и любые опции, которые сделают программу удобной для слушателей», — говорит руководитель Академии Бизнеса EY в Украине Наталья Копыленко.

ОБУЧЕНИЕ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ

Что касается методов обучения, то анализируя запросы клиентов, провайдеры обучающих услуг отмечают возрастающую актуальность игровых мето-довы: настольных игр и бизнес-симуляций. «В короткое время через настольные игры, можно проверить стратегии поведения сотрудников, реакцию на изменения, на стресс. Таким образом, можно готовить персонал к изменениям, развивать их адаптивность и гибкость. А с помощью бизнес-симуляций в безопасных условиях проверить и бизнес-стратегию, и варианты поведения компании в разных ситуациях, а также наладить взаимодействие между различными подразделениями», — поясняет Алла Заднепровская.

Сегодня коучинг как подход в тренерстве крайне актуален и многие тренеры берут себе его на вооружение. Также широко используют методы модерации и фасилитации. Востребованы стали и малые форматы — мастер-классы и мастерские на несколько часов.

Наиболее актуальными темами тренингов являются конфликт-менеджмент, стресс-менеджмент, системное мышление, стратегическое мышление, коучинг-менеджмент, управление командой. «Эти темы вдохновляют сотрудника, помогают включать его ответственность и мотивацию, делают его более лояльным компании, помогают определить ему смысл своей деятельности и ощутить ему свой вклад в общий результат», — говорит Алла Заднепровская.

Востребованы также проектные сессии с целью объединить сотрудников за счет внутренних резервов. Понимание в этой сфере ведет к росту продаж, помогает наладить взаимодействие между подразделениями. Чаще всего крупный бизнес обучает большую часть своих сотрудников внутренними силами. Именно поэтому последние несколько лет обучение и развитие внутренних тренеров остается востребованным направлением. «Если раньше обучали тренеров тренерскому мастерству, то сегодня все чаще заказывают коучинговый подход и нестандартные подходы в проведении тренингов», — отмечает Алла Заднепровская.

Так, компания «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» за последние годы минимизировала долю внешнего обучения за счет увеличения внутреннего. Компания проводит обучение инструкторов и внутренних тренеров методике проведения тренингов. Сюда входит обучение тренеров по определенной тематике с последующей обратной связью участников обучения по результатам проведения тренингов.

В ДТЭК основные средства на обучение были инвестированы в профессиональные программы, сертификацию сотрудников, которые не могут применять свои навыки без специальных знаний и подтверждения квалификации. Это программы по развитию компетенций сотрудников всех уровней управления, строительства команд дирекций, неформаль-
ное обучение в клубах, творческие мастерские. Все эти потребности бизнеса Академия ДТЭК закрывала собственными силами.

Помимо использования внутренних ресурсов обучения для экономии бюджета, еще одним способом сокращения расходов является дистанционное обучение. В ДТЭК теория в тренингах по компетенциям была переведена в курсы по электронному обучению. Это позволило сократить двухдневный тренинг до однодневного без потери качества. Другой подход, который способствовал сокращению затрат при увеличении качества услуг — работа с внешними клиентами и реализация международных проектов.

Сегодня в тренде программы, дающие сразу несколько проверенных эффективных инструментов, способных помочь в решении текущих проблем. «Мы все чаще получаем запросы на достаточно короткие модули, формирующие навыки и знания, которые можно внедрять прямо сейчас. Все более востребованы стратегические сессии, отвечающие на вопрос компаний «Что делать дальше?», — говорит Ирина Тихомирова. По ее словам, наблюдается повышенный интерес заказчиков тренингов к дизайну программ. Клиенты ценят, когда обучение персонала одновременно способствует реализации конкретных элементов стратегии компании. Наибольшим интересом пользуются программы, вдохновляющие работников генерировать новые идеи, разрабатывать инновационные стратегии, творить новые смыслы», — считает Ирина Тихомирова.

В дальнейшем спрос на программы управления изменениями, командный коучинг, коучинг в управлении, стратегическое мышление, системное мышление, эмоциональное лидерство будет только расти. С развитием ^-технологий эти виды обучений переходят в формат дистанционного. Виртуальные классы, вебинары, онлайн конференции и семинары стали неотъемлемой частью корпоративного образования.

АКТИВИЗАЦИЯ ГОССЕКТОРА

В этом году на волне проведения различных реформ в стране активизировались государственные структуры. Запустились первые проекты «внутрикорпоративного образования» с помощью профессиональных провайдеров непосредственно в государственном секторе.

«Инвестиции в образование государственных служащих, от курсов по дресс-коду до аналитических программ, напрямую влияют на скорость и масштабность перемен в сфере государственного управления», — поясняет Наталья Копыленко.

Эти потребности стали новым трендом, который судя по всему, будет развиваться и вскоре продемонстрирует позитивный эффект. Ведь, невзирая на сложное время для страны, и как следствие для бизнеса, эксперты едины во мнении: при правильном подходе, корпоративное обучение может стать действенным инструментом выживания в условиях неопределенности. А инвестиции в персонал становятся не только фактором удержания ключевых специалистов, но и привлечением новых высококвалифицированных кадров.


Читайте также

популярное

08 марта Важные новости Мужская парфюмерия на Parfums.ua
09 февраля Важные новости Doc Guru сервис поиска медицинских услуг
загрузка...

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

, , , , ,
*/?>