Валерия Тарасенко, партнер Pavlenko Legal Group: Украинский производитель только приступает к завоеванию рынков ЕС

C момента подписания договора о ЗСТ (ассоциации) с ЕС прошло полтора года. Можно ли говорить о каких-то результатах?

Подписывая указанный договор, наша страна обязалась гармонизировать свое законодательство с европейским. Но нужно напомнить, что обязательства были приняты не только относительно изменений в сфере законодательства. Должны быть скорректированы все технические регламенты и другие стандарты ведения экономической деятельности. Это и есть основной объем работы, потому на его выполнение было выделено целых 10 лет с момента подписания.

Но даже истекшие полтора года позволяют говорить о том, что в ходе сближения Украины и ЕС произошло немало изменений. Поскольку сами производители начали понимать, насколько важно их внедрять. Если хочешь выйти на международные рынки – нужно повышать требования к качеству собственной продукции. В авангарде сейчас предприятия из таких отраслей украинской экономики, как АПК, легкая промышленность и сельскохозяйственное машиностроение.

Насколько готова Украина к выполнению пунктов ассоциации?

Первое, с чем сталкиваются компании, желающие перейти на стандарты ЕС, – это необходимость дополнительных инвестиционных вливаний. С самого начала в украинской бизнессреде доминировали панические настроения относительно перехода на новые стандарты и поиска ресурса под него. Однако мы заметили, что растерянность довольно быстро сошла на нет. Так или иначе, компании, желающие освоить рынки ЕС, начали поиск ресурсов.

Но привлечение инвестиций далеко не главная трудность при переходе на новые стандарты. Куда более трудной представляется непосредственная «оккупация» товарных полок в магазинах ЕС. Следует определиться, как привлечь покупателя, как найти дистрибьютора, создавать свое торговое представительство – или дочернее предприятие, которое будет распространять продукцию… Затраты на все это будут значительно выше, чем первые инвестиции в производство.

Можно смело утверждать, что завоевание западного рынка пошло. Конечно, нашему производителю сложно конкурировать с итальянскими или французскими компаниями, поэтому его внимание приковано к ближайшим соседям – Польше, странам Балтии и юго-восточной Европы. В этих государствах население не такое богатое, как в Западной Европе, поэтому для отечественного производителя конкурентные условия на этих территориях более благоприятные.

Как украинский бизнес готовится к преодолению трудностей, связанных подписанием ЗСТ с ЕС?

Многое зависит от товаров, которые предлагаются на экспорт в страны ЕС. Если мы говорим о таких товарах, как мясо, яйца, молочная продукция, то отечественные компании могут столкнуться с большими трудностями. Такая продукция напрямую связана со здоровьем потребителя, поэтому требования к производителю чрезвычайно высоки. Если же мы говорим о товарах для дома, то здесь требования более лояльны. Крупным компаниям гораздо легче выполнить требования по изменению стандартов. Доступ к ресурсам у них более широк, чем у мелкотоварного производителя. Им гораздо проще договориться с дистрибьютором, который поставит их товар на полку или обеспечит дальнейший экспорт сырья. Юрий Косюк, собственник группы компаний ПАО «Мироновский хлебпродукт», в своем интервью сообщил, что планирует поставлять в страны ЕС целые куриные тушки для дальнейшей их переработки на предприятиях в ЕС. Производственные мощности в ЕС МХП отстроит с нуля или войдя с кем-либо в СП. Этот вопрос еще не решен.
Компаниям среднего звена уже сложнее пробиваться на рынки ЕС. Так, украинские производители детского питания могут предложить европейскому потребителю такой же по качеству продукт, но гораздо дешевле. Тем не менее осознают, что пока не могут выдержать конкуренции с западным производителем и предлагают свою продукцию пограничным государствам, таким как Польша, Словакия или Черногория. С одной стороны, их продукция там будет востребована, а с другой – и заходить на эти рынки гораздо дешевле. Завоевание рынков Франции или ФРГ может состояться путем реализации продукции под брендом других, местных компаний, продукт которых создается по тем же технологическим требованиям. Это может быть одним из вариантов.

Как осуществляется выведение украинских компаний на рынки ЕС: каждую готовят индивидуально – или есть готовые бизнес-модели для «массового выхода»?

Несмотря на определенные успехи, сейчас украинский производитель находится в начале пути на рынки ЕС. Поэтому юридическое сопровождение носит индивидуальный, во многом хаотичный характер – каждую компанию выводят отдельно. Каждый ищет свои возможности выхода на европейского потребителя. Часто спрашивают: «А нужна ли вообще украинская продукция в Евросоюзе?» И на этот вопрос тяжело ответить, поскольку сделать это сможет только европейский потребитель – покупая или не покупая украинскую продукцию. Такая ситуация сохранится еще 2-3 года или даже больше.

Многое зависит и от отраслей, предприятия которых захотят зайти в ЕС. Но только после того, как пионеры из украинских товаропроизводителей закрепятся на рынках ЕС и станет известно, насколько вообще европейскому потребителю интересен их товар, можно будет ясно увидеть дальнейшие стратегии продвижения той или иной продукции.

Какие сектора экономики Украины имеют наибольшие шансы на завоевание ниш в ЕС? Какие действия предпринимаются в этом направлении?

Для меня Украина – аграрная страна. Поэтому сектор АПК, конечно же, стоит на первом месте. Наша страна может предложить продукты не ниже по качеству, чем западный производитель, но при этом гораздо дешевле в связи низкой стоимостью рабочей силы и определенных ресурсов в Украине. Насколько важно сельское хозяйство, можно увидеть и по действиям отраслевого министерства Украины. В этом направлении активней всего идут работы по гармонизации законодательства и других регуляторных документов, а также осуществляется активный промоушен украинских товаров. Что же касается промышленности, то я пока не вижу, чтобы такие предприятия стояли в очереди. Может быть, они ориентируются на другие региональные рынки или подтянутся позже.

Готов ли украинский производитель к открытию внутреннего рынка для товаров из ЕС?

С 2016 года Украина открывает свой рынок для продукции из стран ЕС. Европейский производитель уже давно готов поставлять товары в Украину, но загвоздка – в отмене пошлин при их импорте в нашу страну. Ассоциацией предусмотрена или полная отмена таможенных пошлин, или их существенное снижение. В этом случае под удар попадают отечественные производители мяса и молочной продукции. Они могут потерять долю внутреннего рынка.

Ситуация отягощается тем, что эти сектора АПК ЕС дотируются со стороны государства. Таким образом, их продукция получает существенное преимущество перед украинской. Здесь не исключены трудности, так как после отмены пошлин некоторые товары, произведенные в ЕС, могут быть дешевле, чем аналогичные товары украинских производителей.

Какие остались преграды для синхронизации украинского и европейского законодательства в сфере ведения хозяйственной деятельности?

Если мы говорим об экспорте, о рынках сбыта украинской продукции, то мы имеем две важные проблемы. Первая, я считаю, это ментальная проблема. Украинский бизнес привык работать по накатанной схеме в самой Украине и не всегда готов принимать правила игры на других рынках. Наш бизнес не понимает, что есть другие законодательные требования, что в конкретных ситуациях нужно поступать определенным образом, а не заплатить взятку. Не то чтобы украинский бизнес совсем не готов принимать западные правила игры, но это пока дается тяжело.

Вторым отличительным негативом является неготовность принять официальные отношения в экономической деятельности. Например, если украинская компания выбирает вариант создания представительства или дочернего предприятия. В таком случае нужно иметь понимание того, как строится бизнес-процесс, нанять директора и персонал для его осуществления. Для этого нужно оформлять этих людей на работу, платить белые европейские зарплаты и уплачивать налоги. Однако если принимать правила отечественный бизнес готов, то платить налоги пока не готов.

В отличие от Украины, получить высокую маржинальность в Европе намного тяжелее, поскольку на Западе нужно платить за все. За сам процесс, за то, что тебе создадут компанию, платить европейские зарплаты и уплачивать все налоги. Наши бизнесмены часто к этому не готовы. Рано или поздно предпринимателям из Украины придется принять эти правила.

Как ЗСТ Украины с ЕС отобразится на экономических отношениях с РФ? Каковы опасения российской стороны по поводу вступления в силу ЗСТ Украины с ЕС и какие возможны пути решения этих вопросов?

Когда товар официально пересекает государственную границу, с него собирают налоговый сбор. По большому счету с Россией зона свободной торговли у нас была с самого распада СССР в рамках СНГ и других двусторонних договоров между Украиной и Россией. Опасения российской стороны касаются того, что после присоединения Украины к ЗСТ с ЕС европейские товары начнут поступать на территорию Российской Федерации под видом украинских с льготным налогообложением или без него. Тем самым российский бюджет будет нести потери из-за низкого уровня налоговых сборов.

Но в таком случае сложно понять, почему претензии выдвигаются в сторону Украины, если РФ имеет своих пограничников и таможенные службы. Это их задача – отслеживать нелегальные товары, пересекающие государственную границу РФ. Корни беспокойства России я вижу в огромном уровне коррупционной оставляющей в среде российского чиновничества. Скорей всего, коррупция в РФ настолько всепроникающая, что и те товары, которые под санкциями, и те товары, которые будут проходить через таможню наложенным платежом, попадут на российский рынок.

Жесткая позиция России также объясняется желанием оказать давление на Украину, чтобы мы отказались от реализации ЗСТ с ЕС или каким-то другим способом изменили свою позицию по Ассоциации. Это серьезный аргумент, и в случае
с Виктором Януковичем этот номер прошел, но сейчас так не получится.

Но в таком случае РФ может в одностороннем порядке с 1 января 2016 года закрыть свои рынки для украинских товаров…

Между Украиной и Россией существует договор о беспошлинном пересечении товарами границ двух государств. Мне сейчас сложно комментировать последствия таких действий, но просто так отказаться в одностороннем порядке от международных договоров будет очень сложно. Существует процедура расторжения подобных актов, и она занимает определенное время.

Будут ли решаться вопросы, связанные с вступлением в силу Ассоциации с ЕС в трехсторонних переговорах с участием Брюсселя? Какие возможны варианты их решения?

Сегодня этот вариант выглядит скорее спекуляцией. Сообщения в российских СМИ о необходимости для Украины взятия на себя обязательств не ввозить на свою территорию товаров из санкционного списка РФ выглядят просто смешно. С юридической стороны я не вижу никаких проблем. Кроме разве что упомянутых выше вопросов с коррупцией на российской таможне.

Если речь идет о поисках точек соприкосновения, чтобы хоть как-то удовлетворить запросы российской стороны, то, наверное, должно быть что-то подписано. Но этот документ не должен дискредитировать Украину в ее отношениях с ЕС. Например, Украина не должна брать на себя дополнительные обязательства по контролю за движением товаров или создавать новые органы под этот контроль. Или обязывать свою таможню совершать дополнительный контроль по движению товаров. Но и в таком случае это документ будет носить скорее декларативный характер. Если это устроит российскую сторону, то почему бы и нет?

Если Европа снимет или ослабит санкции, Россия могла бы более гибко подойти к введению зоны свободной торговли с Украиной?

Думаю, что да, ведь санкции ЕС и США касаются не просто тех или иных продуктов, но и технологий. Причем технологий, влияющих на разработку трудно извлекаемых углеводородов, в том числе и на шельфе Арктики. Этими технологиями Россия не обладает. Здесь я вижу предмет для торга, но утверждать по-прежнему ничего не готова.
 

Залишити відповідь