Пищевая промышленность

СНИЖЕНИЕ КАЧЕСТВА И УХОД В ТЕНЬ

Для того чтобы перекрыть негативный эффект от падения продаж и производства некоторые производители, намеренные выжить, идут в снижение качества спирта или других комплектующих, жертвуя качеством продукции. «Спрос на алкоголь сократился, но незначительно. В гораздо большей степени производитель страдает от ухода покупателя на черный рынок», – считает Феликс Черток. По его словам, сейчас в основном завершился процесс перехода потребителя с легального алкоголя, с которого уплачены все налоги, на более дешевый, нелегальный.

Любителям нелегальной продукции сейчас доступен широкий ассортимент. Это напитки расфасованные, если так можно выразиться, в пластиковые емкости объемом 2 или 5 литров. Выбирая в магазине напиток, люди также часто обращают внимание на всевозможные заменители и суррогаты. «Неплохим заменителем крепкого алкоголя служат пиво, слабоалкогольные напитки и крепленые вина», – поясняет Феликс Черток. Если говорить о коньяках, то его продажи вообще рухнули. Правда, украинцы если уж и выбирают коньяк, то покупают настоящий. Теневое производство этого напитка не получило развития.

В итоге мы имеем сокращение производства и потребления легального алкоголя. «По моим оценкам, объем рынка нелегально произведенного крепкого алкоголя составляет от 30% до 40%», – говорит Феликс Черток. Результат – падение расходов на рекламу. Объемы рекламы алкоголя только за прошлый год сократился в два раза. Если военного кризиса активно рекламировалось 15 торговых марок водки, то сейчас – не более пяти напитков.

Даже эти заниженные цифры на самом желе огромны. За счет черного рынка государство не дополучает около 200 млн грн ежемесячно. Более того, с введением каждого нового налога или повышением уже существующих поборов легальный рынок крепкого алкоголя будет только сокращаться. По мнению участников рынка, повышение цены продукта на 10% ведет к уменьшению спроса на него на 20-25%.

Рост нелегальной продукции имеет и другую негативную сторону – это может привести к катастрофическому возрастанию смертности от употребления суррогата, поскольку, как уже было сказано, уровень потребления алкоголя снизится не значительно. «В сегменте «эконом» оперируют производители, использующие вторичную тару, поскольку у них нет экономической возможности покупать оригинальные материалы», – говорит Феликс Черток. Проходит ли эта тара процедуру очистки – неизвестно. Поэтому, чтобы защитить себя, покупатели должны более тщательно подходить к выбору марки, ориентируясь только на проверенных производителей.

Для того чтобы перекрыть негативный эффект от падения продаж и производства некоторые производители, намеренные выжить, идут в снижение качества спирта или других комплектующих, жертвуя качеством продукции. «Спрос на алкоголь сократился, но незначительно. В гораздо большей степени производитель страдает от ухода покупателя на черный рынок», – считает Феликс Черток. По его словам, сейчас в основном завершился процесс перехода потребителя с легального алкоголя, с которого уплачены все налоги, на более дешевый, нелегальный.

Любителям нелегальной продукции сейчас доступен широкий ассортимент. Это напитки расфасованные, если так можно выразиться, в пластиковые емкости объемом 2 или 5 литров. Выбирая в магазине напиток, люди также часто обращают внимание на всевозможные заменители и суррогаты. «Неплохим заменителем крепкого алкоголя служат пиво, слабоалкогольные напитки и крепленые вина», – поясняет Феликс Чер-ток. Если говорить о коньяках, то его продажи вообще рухнули. Правда, украинцы если уж и выбирают коньяк, то покупают настоящий. Теневое производство этого напитка не получило развития.

В итоге мы имеем сокращение производства и потребления легального алкоголя. «По моим оценкам, объем рынка нелегально произведенного крепкого алкоголя составляет от 30% до 40%», – говорит Феликс Черток. Результат – падение расходов на рекламу. Объемы рекламы алкоголя только за прошлый год сократился в два раза. Если военного кризиса активно рекламировалось 15 торговых марок водки, то сейчас – не более пяти напитков.

Даже эти заниженные цифры на самом желе огромны. За счет черного рынка государство не дополучает около 200 млн грн ежемесячно. Более того, с введением каждого нового налога или повышением уже существующих поборов легальный рынок крепкого алкоголя будет только сокращаться. По мнению участников рынка, повышение цены продукта на 10% ведет к уменьшению спроса на него на 20-25%.

Рост нелегальной продукции имеет и другую негативную сторону – это может привести к катастрофическому возрастанию смертности от употребления суррогата, поскольку, как уже было сказано, уровень потребления алкоголя снизится не значительно. «В сегменте «эконом» оперируют производители, использующие вторичную тару, поскольку у них нет экономической возможности покупать оригинальные материалы», – говорит Феликс Черток. Проходит ли эта тара процедуру очистки – неизвестно. Поэтому, чтобы защитить себя, покупатели должны более тщательно подходить к выбору марки, ориентируясь только на проверенных производителей.

НОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Несмотря на то что производители алкогольных напитков терпят значительные убытки, новых ценовых предложений, скорее всего, уже не будет. На данный момент основной объем продукции, реализуемый на внутреннем рынке, и так находится в минимальном ценовом сегменте. Цена крепкого алкоголя на полке магазина варьирует от 54,9 грн, установленных государством, до 60-62 грн за бутылку емкостью пол-литра. В этом ценовом диапазоне находится до 90% всего легального рынка водки в Украине.

Но потенциал удешевления продукции за счет перехода в дешевую нишу почти исчерпан. А других адаптивных инструментов у производителей алкогольных напитков нет. Чтобы выжить, производители вынуждены искать возможности для удешевления конечной продукции либо другие возможности заинтересовать покупателя через акции по продажам или другие оригинальные решения.

Так, этой осенью Global Spirits представил новую водочную позицию «Мороша Водограйна». Ее особенность в том, что продукт создан эксклюзивно для торговой сети «АТБ». Как уверяют в холдинге, новый продукт сохранил главную особенность всей линейки эко-бренда, а именно производство на природной и чистой минеральной воде Карпат.

Кроме того, холдинг расширил портфель продукции новой категорией «бренди». В линейке Одесского коньячного завода появился новый продукт – бренди Shustov 150. Акцизная ставка для бренди ниже акцизной ставки, установленной для категории «коньяк». «Это позволяет зафиксировать минимальную розничную цену на бренди Shustov 150 на уровне 74,9 грн, что практически на 10 грн дешевле стоимости трехзвездочных коньяков», – говорят в Global Spirits. При этом бренди Shustov 150 производится на основе коньячных спиртов ОКЗ, поэтому вкусовые качества нового продукта остались на наивысшем уровне.

СПАСИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПОРТ

Основным алкогольным напитком, экспортируемым из Украины, является водка. Хоть украинская водка очень ценится в мире, выйти на внешние рынки может себе позволить только крупный производитель. «За рубежом культура потребления алкоголя гораздо более развита, чем на внутреннем рынке или у соседей славян, и вопрос качества, соответственно, стоит очень остро», – поясняет Юрий Сорочинский.

В этом году холдинг Global Spirits провел активную экспансию на рынке США и более чем удвоил свои продажи в этом регионе. Благодаря таким результатам общий объем экспорта компании за 9 месяцев достиг уровня 2014 года. Сегодня наибольшее количество отечественной водки экспортируется в такие страны, как Казахстан, Грузия, Армения, Латвия и Литва, Молдова. Традиционно, именно постсоветские государства являются основным направлением экспорта украинского алкоголя. Кроме того, в 2015 году холдингу удалось провести успешные переговоры о поставке водки «Хортиця» в Швейцарию, Германию, Францию и Ирак. «Именно эти страны мира входят в число лидеров по продажам нашей водки», -подчеркивают в компании.

Успехами в экспорте продукции может похвастаться и Nemiroff. Бренд был одним из первых в Украине, кто получил статус международного. «Сегодня компания занимает 8-е место на мировом рынке по объемам продаж, и каждая вторая украинская бутылка водки, которая идет на экспорт из Украины, – бутылка водки Nemiroff. Это подтвержденные данные «Укрспирта» по состоянию на август 2015 года», – говорит Юрий Сорочинский.

Кроме того, это единственный украинский водочный бренд, который полноценно представлен в сегменте DF&TR. Текущий год компания планирует закончить на отметке 200 тыс. кейсов – а это 3,9% от глобальных продаж в данном канале. «Наша компания развивается с опережением развития данно-
го канала продаж: тренд по категории водок оценочно растет на 2,7%, а мы планируем показать прирост в 50% по итогам 2015 года», – делится соображениями Юрий Сорочинский.

ПРОГНОЗ-2016

Сегодня покупатель обращает внимание в первую очередь на стоимость продукта, и понятие «качество по доступной цене» является важнейшим фактором при выборе бренда. Все тренды, мировые и украинские, направлены на упрощение, легкость и экологическую составляющую. Рынок крепкого алкоголя – не исключение, поэтому основные тренды на рынке водки – это снижение крепости и расширение вкусовой палитры – то, что ложится в концепцию «easy to drink» и «easy to mix». Не менее важной составляющей является эмоциональный компонент бренда и его способность к «общению с покупателем». Таким образом, производители еще больше сконцентрируют усилия на способах подачи своего продукта.

В сфере производства и потребления все негативные тенденции, наблюдавшиеся в 2015 году, продолжатся и в следующем. Себестоимость импортной продукции зависит от валютных курсов, поэтому прогноз по цене импорта – только рост. Отечественная продукция также будет дорожать, но медленнее. На удорожание местного производства будет влиять рост энергетической составляющей и оплаты труда. В то же время роста платежеспособного спроса на легальную продукцию алкогольной индустрии наблюдаться не будет.

Залишити відповідь