Пожмет ли бизнес протянутую Минфином руку?

РИСКОВАННЫЙ ШАГ

По версии Министерства финансов, в «тени» украинцам выплачивается 40% заработных средств. Тенденцию решено было исправить. Как следствие, почти вдвое был снижен единый соцвзнос – до 22%. Вдобавок к этому убрали удержания из зарплаты. Это еще минус 3,6%. В то же время налог на доходы физлиц увеличили на 3% – до 18%. Таким образом, суммарно налоговая нагрузка на заработные платы снизилась с 55% (41%+3,6%+15% +1,5% военного сбора) до 41,5% (22%+18 + 1,5% военного сбора).
И украинские налоги на жалованье по праву стали называться самыми низкими в Европе.

Незначительно упростилось и администрирование зарплатных налогов. К изменениям нужно привыкнуть, поэтому первый квартал бухгалтера все еще проведут в нервной обстановке. Однако одну ставку (18% ЕСВ + 1,5% военного сбора) платить все же проще, чем сначала «зачислять», а затем «удерживать» и т.д.

В ответ на снижение правительство ждет повышения бизнесом зарплат, а еще лучше детенизации. В противном случае, бюджетный дефицит вырастет за пределы дозволенного (3,7%). И Минфину придется судорожно искать, чем бы перекрыть дыру в бюджете.

ЭКОНОМИЯ ДЕНЕГ ДЛЯ БИЗНЕСА

«Призываю инвесторов пойти на повышение заработных плат», – так президент Украины Петр Порошенко попросил бизнес отреагировать на снижение бремени налогов на зарплаты. Только в этом году предприниматели сэкономят на уменьшении ставок 100 млрд гривен.

Заместитель министра финансов Елена Макеева в комментарии Companion заявила, что существен-ной детенизации не ждет. Однако эксперты уверяют, что на некий прогнозный показатель вывода зарплат из тени Минфин все-таки рассчитывает.

По словам замминистра, ряд предприятий уже увеличили заработные платы своим сотрудникам.

Так, Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, заявила о повышении уровня заработной платы для 370 тысяч работников.

Corum Group, объединяющая машиностроительные активы финансово-промышленной группы «Систем Кэпитал Менеджмент» также анонсировала повышение окладов от 10% до 25%.

А вот опрошенные Companion предприятия повышать зарплаты не спешат.

Координатор аграрного аналитического центра Лариса Старикова считает, что средние сельскохозяйственные предприятия на повышение не решатся. «Им сняли спецрежим НДС. Поэтому у них будет очередной дефицит оборотных средств. На фоне этого вряд ли они пойдут на повышение заработных плат». Вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Сергей Прохоров считает, что увеличение окладов на 2-3% возможно. «Бизнес положительно оценивает снижение ЕСВ. Но незначительное повышение, которое бизнес может предложить правительству, не повлияет на покупательную способность населения. А именно такая цель должна преследоваться. Нужен постоянный диалог между бизнесом и властью», – говорит он.

Нельзя рассматривать зарплатные налоги оторвано от общего налогообложения. «Если бизнес давят по НДС, и в целом налоги возросли, то нельзя бизнес осуждать за то, что на повышение он не идет», – считает партнер Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская.

По ее мнению, существенное снижение налогов может привести к детенизации. Но с неким временным промежутком. «До начала детенизации должно быть минимум полгода стабильности. Не верит пока бизнес, что ставки не изменятся. Гарантий нет», – сетует эксперт.

Налоговый эксперт Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский в детенизацию мало верит. «Большинство предприятий имеют возможность пользоваться «услугами» конвертационных центров, стоимость услуг которых – от 7% до 12%. Как следствие, даже существенное уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда не может конкурировать с таким уровнем», – поясняет он. Пока же экспертный прогноз негативен – на первом этапе реформа ЕСВ не сработает. Денег в бюджете недосчитаются, ведь Минфин рассчитывает на вывод неофициальных зарплат из «тени».

ЧЕМ ЛАТАТЬ ДЫРЫ?

Снижение ставки ЕСВ привело к повышению доли финансирования пенсий из госбюджета с 32% до 55%. Это говорит об окончательной потере пенсионной системой Украины страхового принципа.

Дефицит Пенсионного фонда, который возрастет за счет уменьшения ЕСВ, Минфин собирается покрыть доходами от поднятия акциза на алкоголь и табак. Да и над расходной частью поработали в сторону сокращения, пояснили в ведомстве.

«Этого мало. Не исключаю, что бизнес ждут, так называемые письма счастья, в которых активно будут рекомендовать повысить зарплаты», – говорит Томашевская.

В Минфине позиция такова: промоушн «белых» зарплат приведет к увеличению доходов. «Министерство не может быть романтиком и рассчитывать на 10% или на 20% детенизации. Мы должны быть преактивными, и доносить до каждого, что со снижением налоговой нагрузки нет смысла использовать незаконные рискованные механизмы», – говорит заместитель министра финансов.

В Государственной фискальной службе успели уже заявить, что намерены ознакомиться с планами предприятий по повышению зарплат. И Существенное снижение налогов может привести к детенизации. Но с неким временным промежутком.

ПРЕДЫСТОРИЯ

В 2015 году Министерство финансов проводило эксперимент. Его цель: понять насколько бизнес готов к детенизации зарплат. Был оглашен ряд требований.

Если предприятия их выполняло – могло платить меньше налогов. Экспериментом воспользовались до 10% предприятий.

«Дело в том, что бухгалтеры идут путем наименьшего сопротивления. Если экономия средств невелика – они не будут усложнять себе жизнь», -комментирует провал эксперимента Томашевская. Кроме того, говорит она, есть шанс не только не увидеть эффект, но и получить дополнительные проверки и штрафы.

В Минфине признают, эксперимент не увенчался успехом. «Там содержалось довольно большое количество требований, которые трудно было выполнить», – считает Макеева.

ГАРАНТИЯ В РАДЕ

Над налоговыми законами два года проводили эксперимент. Именно это явилось основным аргументом бизнеса против детенизации. Правительства так часто меняли налоговые правила игры, что бизнес не верит в неизменность нынешних ставок.

В парламенте в настоящий момент зарегистрированы два законопроекта относительно налоговой реформы: правительственный (№ 3630 – ред.) и альтернативный (№ 3357 – ред.). Оба предусматривают мораторий на изменения, ухудшающие фискальные правила или увеличивающие ставки налогов. Эти документы могли бы вселить веру бизнесу. Вернуться к законопроектом планировали в 1 квартале 2016 года. Но пока их рассмотрение откладывается.    ©

Залишити відповідь