В Киеве прошел турнир по художественной гимнастике (ФОТО)

О турнире, а также о самом грациозном виде спорта– художественной гимнастике, моментах взлетов и разочарований, блестящих победах и силе характера, о тяжелых буднях гимнасток, тренеров, родителей, да и спорта в целом  поговорим с главным судьей турнира, мастером спорта международного класса, чемпионкой Универсиады – 2007, старшим тренером ДЮСШ № 3 «Спартак» Полиной Кондауровой-Троханенко.

«Красота — это вечность, длящаяся мгновение» (Альбер Камю)


Полина Кондаурова-Троханенко – украинская гимнастка, член национальной сборной Украины в 2004—2008 годах, мастер спорта международного класса

Кондаурова Полина Владимировна – украинская гимнастка, член национальной сборной Украины в 2004—2008 годах, мастер спорта международного класса, чемпионка Всемирной Универсиады 2007, победительница и призер международных турниров. В 2004 году вошла в состав сборной страны. В 2007 году, после Летней Универсиады, была удостоена государственной награды за «Труд и победу». В 2008 начала тренерскую деятельность в школе Дерюгиных. В 2010 получила диплом магистра НУФВСУ по специальности биомеханика спорта. Позже решила работать с группой набора для повышения квалификации и стала тренером ДЮСШ №3 Спартак. В 2013 году прошла судейский семинар и получила первую категорию национальной судьи.

– Полина, расскажите о соревнованиях? Сколько было участниц, какие номинации, какие спортивные клубы были представлены?

– В этом году в турнире принимали участие 200 гимнасток, которые представляли личную программу и 9 команд группового турнира.
Полина Кондаурова-Троханенко – украинская гимнастка, член национальной сборной Украины в 2004—2008 годах, мастер спорта международного класса

Анжелина Шехаде – 2007 г. р. ДСТШ "Феникс"


– Довольно внушительное количество участниц. Могли бы выделить кого-то? Чем отличились?

– Как и на любых соревнованиях, конечно же, однозначно кто-то сразу  выделяется из общего количества. В этот раз очень интересно было наблюдать за гимнастками 2007 года рождения. Это дети 8-9 лет и они уже попадают на летние Олимпийские игры через 4 года. Очень хорошо выступила гимнастка София Кондратьева, воспитанница клуба «Восход», ее тренером является Екатерина Барановская, а также представительницы ДСТШ «Феникс» – Александра Головач и Анжелина Шехаде. Прежде всего, мы отметили природные данные, уровень подготовки, правильно выстроенную технику, поставленный номер, правильность выполнения обязательных элементов. Критериев много, и каждый из них оценивается определенным количеством баллов. Эти критерии утверждены международной федерацией и соответствуют каждому отдельному разряду, возрастной категории. 

– На турнире Вы выступали в роли главного судьи. Какими правилами руководствовались? Существуют ли какие-то тренды в гимнастике, мода на какие-то элементы, новые веяния?

Победительницы турнира определяются в каждой из возрастных категорий по сумме баллов за выполненные упражнения. Все технические элементы тела делятся на три группы: прыжки, равновесия и повороты, они должны быть равномерно представлены во всех упражнениях, независимо от предмета.
Юниорская программа упражнений категории без предмета оценивается, согласно критериям Федерации гимнастики Украины,  следующим образом:
I разряд
Трудность тела – максимально 7 баллов, 8 элементов (минимально 2 – максимально 4 в каждой группе элементов: прыжки, равновесия, вращения). Ценность каждой трудности – 0,9 баллов.
Комбинация танцевальных шагов – минимально – 1 – ценность 0,3 балла
Динамические элементы с вращением без предмета – максимально -1 – ценность – 0,1 балла.
II  разряд
Трудность тела – максимально 6 баллов, 8 элементов (минимально 2 – максимально 4 в каждой группе элементов: прыжки, равновесия, вращения). Ценность каждой трудности – 0,8 баллов.
Комбинация танцевальных шагов – минимально – 1 – ценность 0,3 балла
Динамические элементы с вращением без предмета – максимально -1 – ценность – 0,1 балла.
III разряд
Трудность тела – максимально 5 баллов, 8 элементов (минимально 2 – максимально 4 в каждой группе элементов: прыжки, равновесия, вращения). Ценность каждой трудности – 0,7 баллов.
Комбинация танцевальных шагов – минимально – 1 – ценность 0,3 балла
Динамические элементы с вращением без предмета – максимально -1 – ценность – 0,1 балла.
Максимальное количество элементов в упражнении для программы Мастера спорта, утвержденной Международной федерации гимнастики – 9, минимальное – 6. Хотя еще в 2004 году количество элементов достигало 30 за полторы минуты! В каждом упражнении должно быть как минимум 2 прыжка, 2 равновесия и 2 поворота.
 Как и все остальные виды спорта, художественная гимнастика развивается и трансформируется. Если раньше мы оценивали только техническую сторону выступления, то сейчас больше внимания уделяется творческой составляющей. Каждый выход гимнастки – это мини спектакль, где все органично: и техника, и произвольные элементы. Сейчас в тренде танцевальные дорожки. К хореографической составляющей сейчас приковано очень пристальное внимание. При этом, оцениваем уже не только технику, чистоту и четкость выполнения элементов, но и музыкальность, легкость движения тела, даже то, насколько органично к выступлению подобран костюм. Благодаря нынешним правилам, каждая гимнастка может показать себя, как в эмоциональном плане, так и в технике владения предметом и телом.
Евгения Кладина – 2010 г.р. ДСТШ "Феникс"
 
– Ваши воспитанницы продемонстрировали блестящие групповые упражнения и взяли призовые места. В чем сложность этого вида гимнастики?

– Действительно. Я довольна девочками в групповых выступлениях. Это очень трудоемкое упражнение, поскольку девочки еще и психологически должны быть совместимы, выступать как единое целое. Это очень сложно, так как каждая гимнаста –это личность, а в групповых упражнениях ты должна свое личное "я" отодвинуть на второй план, а на первый план выдвинуть "команду". Чтобы достигнуть положительных результатов, в первую очередь, нужно научиться быть командой в полном смысле этого слова. И я рада, что девчонки это поняли и сумели прожить командой на ковре, что и дало хороший результат.


Категория "Групповые упражнения" – 2007 г.р. ДСТШ "Феникс":  Дарья Сапога, Лиза Поповская, Анна Рудич, Вероника Вирнык, Анжелина Шехаде.
Александра Головач – 2007 г. р. ДСТШ "Феникс" 


– Перед выступлениями даете наставления своим воспитанницам? В словах поддержки, наверное, особо нуждаются малыши?

– Конечно. Но все дети разные. Это зависит и от возраста, и просто от индивидуальных особенностей. Кого просто необходимо похвалить, кому-то наоборот, дать своеобразный пинок, кого-то успокоить. У всех разное восприятие и стимулы. Это отдельная и очень деликатная тема, потому что в раннем возрасте у детей формируется психика, и мы просто обязаны учитывать это. Так же, как и время для разминки перед выступлением. Кому-то достаточно 30-ти минут, кому-то надо полтора часа. Это все индивидуально. 

– Ваше первое соревнование вспоминаете часто, делитесь этими воспоминаниями с воспитанницами?

– Мое первое соревнование было действительно запоминающимся. И не потому, что оно первое было, а потому что я перед соревнованием проболела довольно длительный период. А когда вышла – уже нужно было непосредственно выступать. Я собралась, тогда еще и программа не такая была, как сейчас. Но, тем не менее, я выступила и заняла призовое место. Так что, главное – стремление и желание. Если это есть, то всего можно достигнуть. Я об этом всегда говорю девочкам.

– Сейчас основную часть вашего времени занимает тренерство. Что самое сложное в работе тренера? Вы строгий тренер?

– Тренер должен быть строгим, как и любой учитель. Если от ребенка не будешь требовать – ничего он делать не будет. И конечно, тренер должен быть образцом, примером для подражания. Я вспоминаю своего тренера: мне всегда нравилось, как она выглядит, как общается, как она держит себя. А самое сложное – это общаться с родителями. Именно от родителей зависит – будет ли заниматься ребенок и чего он достигнет. Взять хотя бы необходимость возить ребенка на занятия 2 раза в неделю по часу. Через какое-то время они занимаются уже 5 раз в неделю по 3 часа. Родитель 5 раз в неделю приезжает с работы. Приходится бросить все и посвятить себя художественной гимнастике. Если вы решили отдать ребенка в художественную гимнастику, то вы должны жить этой гимнастикой, в первую очередь, сами. Потому что у всех выходные, а у нас соревнования, у всех отпуск, а у нас – летние сборы в лагере. Нужно запастись терпением, а когда будет трудно – не пасовать, а идти дальше, так как трудно в нашем виде спорта бывает часто. 

– Расскажите о ДСТШ «Феникс».

– Мы постоянно развиваем свою детскую спортивно-танцевальную школу «Феникс» под руководством нашего директора Ольги Чапны.  Школа частная, не государственная. Это в свою очередь позволит нам обеспечить большой штат тренеров, как по гимнастике, так и по бально-спортивным танцам, хореографии. Сейчас у нас в клубе есть занятия и по классической хореографии, и по бальной, есть спортивная акробатика, спортивные танцы, борьба. В ДСТШ «Феникс» работают опытные тренеры по гимнастике – Алена Шишко, Юлия Фомина, хореографы – Алина Гречкосий, Максим Пименов, Павел Кириченко, Екатерина Лукьяненко. В клуб планируем пригласить педагога по актерскому мастерству. Это надо, так как артистические составляющие на так называемых дорожках очень ценятся. На тренировочные сборы летом с девочками едут, как тренера, так и педагоги по современным и латиноамериканским танцам. Хотелось бы привлечь специалиста по пластике движения, возможно даже индивидуально занятия и с жонглером из цирка, который бы научил детей владеть предметом, в частности – булавами. В общем, планов много. Дети к нам приходят разные, с разными физическими возможностями. В основном набираем детей от 5 лет. Есть девочки, у которых практически нет данных, но есть огромное желание заниматься. С ними легче работать — она будет терпеть боль, работать усерднее, чем более одаренные гимнастки. 

Тренерский состав ДСТШ "Феникс"

– То есть, все затраты по большей части ложатся на плечи родителей?

– Если говорить о детском спорте, то да. К нашему сожалению и стыду. Если говорить о национальной сборной, то какую-то часть, конечно, выделяет профильное министерство. Но этого не хватает. У нас возможности наших тренеров и спортсменок очень высокие, у нас тренерская школа очень сильная. Весь мир об этом знает. Но это все необходимо поддерживать не только инициативами и документами, но и на надлежащем материальном уровне. К сожалению, на помощь государства в активном развитии спорта рассчитывать не приходиться. Иметь возможность и далее работать с хорошими профессиональными тренерами, надлежащим образом обеспечивать материальную базу возможно только в частном порядке за определенную фиксированную плату за обучение, а также с помощью благотворительных взносов и поддержки. Если говорить о нашем клубе, то нас еще поддерживают депутаты КГГА Виталий Росляков и Андрей Странников. Вот с их помощью недавно мы поменяли напольные покрытия. Ведь одно напольное покрытие, на котором должна по всем стандартам заниматься и тренироваться гимнастка, стоит 50 тыс. грн. И это не профессиональное покрытие. Профессиональное вообще стоит космических для нас денег. 

– Художественная гимнастика — самый красивый вид спорта. Но легкость и изящество, которые должны продемонстрировать гимнастки, даются тяжелым трудом, каждодневными изнурительными тренировками, борьбой не только с соперниками, но и с самим собой, травмами и обстоятельствами. И за это все девочкам нужно терпеть много лишений…

– Конечно. Это очень красивый вид спорта. А красота, как известно, требует жертв. Это и ограничения в рационе, и существенные физические нагрузки, регулярные тренировки. Ведь кушать гимнастка должна по определенному меню и графику. Стройность, гибкость, пластичность никто не отменял. Поэтому о булочках, пироженных и прочих вкусностях приходится забывать. Это и досуг, ведь сложно для детей заниматься в зале по три-четыре часа в день практически каждый день, в то время, когда их сверстники и друзья гуляют. Но это, как я говорила, формирует характер, учит ставить цели и достигать их.

Анна Булыгина -ДСТШ "Феникс"
Евгения Кладина – ДСТШ "Феникс"

Оливия Маслова – ДСТШ "Феникс"
– Художественная гимнастика — это же еще и физическая боль? Как Вы объясняете эту необходимость, особенно своим маленьким подопечным?

– Объясняю на личном примере. Конечно, было и больно, и неудобно. Но это надо воспринимать, как необходимую часть работы. Нужно справляться и терпеть. Ведь можно набить шишки и синяки просто играя во дворе, а тут естественный рабочий процесс.  Еще хочу сказать, что все отмечают физический аспект. Но ведь кроме физической силы, нужно иметь еще и интеллект. Гимнастке приходится работать с предметами: обручем, мячом, скакалкой, лентой и булавой. Они разные по фактуре и форме, и по тому, как с ними работать. Необходимо владеть ими в совершенстве. Кроме того, и телом надо владеть — быть с хорошей растяжкой, гибкой, прыгучей и легкой. Но и этого мало, еще надо хорошо выглядеть, владеть элементами хореографии и иметь артистические данные. Это важно, потому что работаем под музыку. Очень сложный вид спорта. Смотрится красиво, а достигается тяжелым трудом.

Будни гимнасток

– А диеты не вредны для самых маленьких?

– Диета – это не совсем правильное название. Это стиль жизни. Конечно же, мы не изнуряем неокрепшие детские организмы. Ко всему подходим тонко и профессионально. Свои рекомендации с самого начала дают диетологи. Они смотрят на ребенка, на его физиологию, конституцию, родителей в конце-концов. Генетику-то никто не отменял. И дают рекомендации правильного питания. Заметьте, правильного, не диетического. Ведь зачастую поддержка формы требует только грамотного подбора и сочетания продуктов и правильного времени их употребления. И если с самого детства этим заниматься правильно, то и проблем никаких ни с точки зрения психологии, ни с точки зрения физиологии не будет.

– Так кто же становится чемпионом? Можете дать какой-то общий портрет?

– Если говорить об особенностях характера, то нужно быть упертой. Представьте, какой страх у ребенка, который выступает… Ты должна выйти с уверенностью – «Я самая лучшая, и я вам всем это докажу!» Люди, которые в зале доказывают и себе и окружающим, что они лучшие, они и потом в жизни добиваются очень многого. Умение не спасовать в нужный момент – это очень важное качество.

– Спорт – это работа. На работе есть выходные и отпуска. У гимнасток есть такое понятие как отпуск или каникулы?

– Гимнастика – это сложно комбинированный вид спорта. Она не терпит пропусков, отпусков и т.д. Конечно, есть время для отдыха. Каникулы – 20 дней в летний период. Если гимнастки будут отдыхать по 3 месяца, то можно завязывать с этим делом – все, что мы растянули и разогнули, пропадет. После длительного перерыва следует не менее длительный период возвращения в форму.

– Когда начинается новый набор в группы по художественной гимнастике в ДСТШ «Феникс»?

– У нас новый набор начинается в августе, но и в течении года мы берем детей. Естественно, жаль, когда детей приводят с целью "лишь бы куда-нибудь пристроить". Родитель должен морально себя подготовить, взять на себя всю ответственность, так как ребенок в 4 года не может сам решить – чего он хочет, а чего нет.

– И напоследок рецепт успеха от Полины Кондауровой?

– Если говорить о спорте, то нужно постоянно трудиться и никогда не сдаваться. Пословица: упорство и труд все перетрут – как нигде применима именно в художественной гимнастике. Понятно, что не сразу будет все получаться, не сразу будут медали и пьедесталы. Но нужно уметь концентрироваться на цели, собирать всю свою волю и силы в кулак и работать. А медали и пьедесталы придут.

Своими рекомендациями гимнасткам и их родителям поделились и другие наставницы девочек:
Алина Гречкосий – главный хореограф, преподаватель бально-спортивных танцев ДСТШ "ФЕНИКС" 

«Основой любого номера – и гимнастического, и танцевального – является классическая хореография. Это – база (растяжка, гибкость, силовые нагрузки). Танцевальные дорожки – это новшество в художественной гимнастике, которое пришло в этот вид спорта из фигурного катания. Они добавляют зрелищности гимнастическим упражнениям, помогают создать индивидуальный образ и воплотить идею на ковре. Ценность танцевальной дорожки – 0,30 балла. Если быть точной, то танцевальная дорожка – это последовательное соединение танцевальных шагов на ковре, которые создают рисунок в сочетании с гимнастическими движениями и предметами и выполняются в течении 8 сек. в точном соответствии с темпом и ритмом музыки. У нас в клубе – мы приветствуем индивидуальность, поэтому стараемся создавать номера с танцевальными дорожками даже для самых маленьких гимнасток. Это не так просто, поэтому ориентируемся еще и на характер девочки: кому ближе по духу латина, кому – европейская программа….».

Юлия Фомина, тренер по художественной гимнастике, Мастер спорта. Призер всеукраинских и региональных соревнований.
«Проходя большое количество гимнастических элементов и движений, педагог ставит перед учеником всего лишь одну какую-либо задачу, оставляя в тени остальные проблемы. Не стоит добиваться всего сразу. Нельзя "выложить" сразу все требования ученику. Тогда он перестанет верить в свои силы. Но если похвалить его сегодня за выполнение одной, пусть маленькой задачи – это уже шаг в развитии. Учить надо всех, потому что нет или почти нет абсолютно неодаренных детей. А то, что способности есть в каждом – несомненно», – считает Юлия Фомина, – тренер ДСТШ «Феникс».
 Алена Шишко – тренер по художественной гимнастике, Мастер спорта Украины.
«Твердо считаю: самое большое достоинство педагога – не давить на личность ученика, не диктовать свою волю, не навязывать свою индивидуальность, не делать ее образцом для подражания ученика… Сколько мы учим детей спорту – столько мы сами учимся у них учить».

Ольга Чапны – директор Спортивно-танцевального центра «Феникс»
«Среди тех, кого приводят к нам (в возрасте 4-6 лет), редко встречаются дети, самостоятельно потянувшиеся к спорту. Чаще их приводят родители, жаждущие дать физическое развитие своим детям. Мы не отказываю никому, исходя из принципа: нет неспособных детей, есть дети нераскрытые. В спортивный зал приводят совсем крошек – 4 -5 лет. Тренера пытаются определить, чем одарила ребенка природа, а что необходимо извлечь из тайников детского сознания, разбудить спящие возможности таланты. У нас в клубе создан индивидуальный подход к каждому ребенку – с девочками работают три профессиональных тренера по художественной гимнастике, одновременно усиленное внимание уделяется классической хореографии и уже при постановке номера – бальной хореографии».

Залишити відповідь