Налоговые проверки: виноват ли и что делать?

Сейчас многие предприниматели сталкиваются с проблемами противостояния налоговым проверкам как плановым, так и внеочередным. К сожалению, многие руководители не знают, как правильно должны быть оформлены документы для Налоговой службы и не знакомы с механизмом проверки.
«Внеплановая налоговая проверка может проводиться только на основании ст. 78 НКУ и налогоплательщик должен быть уведомлен заранее о проведении проверки (постановление ВСУ
от 27.01.2015 г.). Также компания может обжаловать приказ о проведении нспекции, а проводить проверку могут только структуры ГФСУ. Другие же контролирующие и правоохранительные органы
не имеют права на проведение налоговых проверок», – рассказала Валерия Тарасенко, партнер, руководитель практики налогового и финансового права компании Pavlenko Legal Group.
Налоговый запрос: Признак внеплановой налоговой проверки
Ст. 73.3 НКУ устанавливает четкие основания для направления запроса, что именно должен содержать запрос. Усилены требования относительно составления письменного запроса налогоплательщику о представлении информации. В письменном запросе о предоставлении объяснений и их документального подтверждения кроме обязательных пунктов, указанных в ст.73.3 НКУ, налоговые органы должны указывать:
• факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законодательства, с указанием конкретных норм налогового законодательства, которые нарушены;
• сведения, которые являются источником информации о конкретных фактах нарушения налогоплательщиком налогового и другого законодательства и подтверждающие основания для направления запроса.
«При получении налогового запроса юрист должен его проанализировать на предмет соответствия
требованиям закона. Если запрос законный – дать ответ и представить документы в установленные сроки. В зависимости от оснований сроки могут быть от 10 дней до одного месяца. Если запрос незаконный – лучше его не игнорировать, а ответить, что он противоречит
законодательству, а потому налогоплательщик не может предоставить информацию/документы, которые требуются.
Непредоставление, неполное предоставление или пропуск сроков подачи документов являются основанием для проведения внеплановой налоговой проверки», – заявила Наталья Блаживская,
к.ю.н., судья ВАСУ, вице-президент Ассоциации административных судей.
Осторожно: встречная сверка
В соответствии с пунктом 73.5 статьи 73 Налогового кодекса Украины, с целью получения налоговой информации органы государственной Налоговой службы имеют право проводить встречные сверки данных субъектов хозяйствования относительно налогоплательщика.
Встречной сверкой считается сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования и осуществляется органами государственной Налоговой службы с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком
налогов и сборов, а также подтверждение отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними.
Встречные сверки не являются проверками, а по результатам встречных сверок составляется справка, которая предоставляется субъекту хозяйствования в 10-дневный срок. Приказ ГФСУ от 17 июля 2015 г. №511 «Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению органами государственной Фискальной службы встречных сверок, обмена налоговой информацией
при осуществлении налогового контроля». Постановление КМУ от 27 декабря 2010 г. №1232 «Об утверждении Порядка проведения контролирующими органами встречных сверок». Постановление ВСУ от 11 ноября 2015 г.
Основания для проведения плановых и внеплановых проверок
Новый порядок составления плана-графика налоговых проверок устанавливает критерии отбора налогоплательщиков – юридических лиц для проведения проверки в зависимости от их операций, определяющих степень риска.
Всего утверждено 42 критерия рисков неуплаты налогов, в том числе высокой степени – 13 рисков, средней степени – 19 рисков.
Первоочередными для включения в план-график являются налогоплательщики, имеющие наибольшее количество рисков неуплаты налогов и максимальные расчетные потери бюджета.
Приказ МФУ «Об утверждении Порядка формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков» №524 от 02.06.2015 г.
В 2015 году количество проверок сократилось почти на 40% по сравнению с 2014-м. Три фактора, которые на это повлияли:
• Мораторий на проведение проверок (в том числе на 2016 г.), это касается предприятий с оборотом до 20 млн. грн. в год;
• Изменениями в ст. 78 НКУ (основания для проведения внеплановых проверок) уменьшено количество оснований;
Структурная реорганизация ГФСУ. Приказ МФУ «Об утверждении Порядка оформления результатов документальных проверок, соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, налогового, валютного и другого законодательства налогоплательщиками – юридическими лицами» от 20.08.2015 №727.
Ограничены возможности бесконтрольно проводить внеплановые налоговые проверки в связи с непредоставлением информации на основании ст. 78.1.1 НКУ на налоговый запрос в течение 10 дней. Данная норма распространяется только на проверку валютного и другого законодательства, которая не регулируется НКУ. Однако внеплановые проверки Налогового законодательства будут теперь проводиться в рамках ст. 78.1.4 НКУ (выявлены недостоверные данные в поданных декларациях).
Запрещается проводить документальные внеплановые проверки, которые предусмотрены статьями 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 НКУ, в случае если вопросы, являющиеся предметом такой
инспекции, были охвачены во время предыдущих проверок налогоплательщика.
Внеплановая проверка очень узкая, а ее границы указаны в приказе на проведение проверки. Поэтому налоговые органы не могут инспектировать другие виды налогов, другие периоды или
контрагентов.
При проведении проверок предоставляются только заверенные копии документов. Если налоговые органы по каким-то причинам не принимают документ (или не включают его в описание проверенных документов), то необходимо заверенные копии направлять письмом с описанием. К началу проведения внеплановой проверки налогоплательщик должен получить копию приказа о проведении документальной внеплановой проверки. Если налогоплательщик не был уведомлен о назначении внеплановой невыездной проверки, времени и месте ее проведения – такая
проверка является противоправной и подлежит отмене. В случае нарушения процедуры проведения или назначения документальной невыездной проверки – приказ о проведении также может быть признан недействительным.
Приказ о назначении налоговой внеплановой проверки может быть обжалован в суде, а налоговая инспекция может быть признана неправомерной. Такой приказ может быть признан недействительным в течение 1095 дней.
Постановление ВСУ от 27 января 2015 по делу № 21-425а14.
Если в связи с проведением выездной фактической налоговой проверки налогоплательщик допустил проверяющих к проведению проверки, то такая проверка и приказ о ее назначении может
быть обжалован в суде, однако судебная практика сложилась таким образом, что суды отказывают в удовлетворении таких жалоб. Постановление ВСУ от 24 декабря 2010 г. Постановление ВАСУ от 13 марта 2014 г. № К / 800/31609/13.
Если на налоговый запрос налогоплательщик предоставил всю информацию и документы в пределах сроков, а контролирующий орган все равно назначил внеплановую налоговую проверку,
то такой приказ не основывается на требованиях действующего законодательства, а проверка может быть отменен в судебном порядке. Постановление ВАСУ от 15 октября 2014 г. В деле №К/800/30103/14.

 

Залишити відповідь