Иллюзии в управлении персоналом

Как наводятся иллюзии
Первый рабочий день на новом месте. Сотрудник из кожи вон лезет дабы продемонстрировать чудеса исполнительности, предусмотрительности, покладистости и прилежания. Проходит время, и куда только все девается, недоумевает руководитель. А-а-а, понятно, ведь это же иллюзия…
Год закончился весьма удачно. И руководство, стремясь достичь еще более высоких показателей, решило повысить вознаграждение сотрудникам. В общем, справедливо, полагая, что материальный стимул таинственным образом переплавится в самоотверженный и высоко результативный труд работников. И что же? До первой получки глаза горели, а подметки 
дымились. Но потом все вернулось на круги своя: иллюзии не выдерживают реальности…
Таких примеров можно привести массу. Но гораздо полезнее разобраться в типологии ситуаций, в которых подобные иллюзии весьма эффективно демонстрируются исполнителями. Прилежание, исполнительность и дисциплинированность – вот три основные роли, мастерски играя которые, исполнители создают миражи в глазах своих руководителей. Отсюда важный практический вывод: если вы наблюдаете исполнителя, который из кожи вон лезет, дабы продемонстрировать сверхъестественные характеристики по указанным выше трем параметрам, знайте, скорее всего, перед вами изощренный иллюзионист, искусно притворяющийся тем, кем на самом деле не является. Что же делать в подобных случаях? Как и в ситуациях с привидениями, нужно применить один из действенных способов, вернуть реальность восприятия, например, надавив на глаз…
Как рассеивать иллюзии
Надавив на глаз, можно распознать привидение. Мимикрирующего исполнителя таким образом 
не разоблачишь. Но другим – можно! И нужно…
Некоторые руководители, попадая под очарование из кожи вон лезущего исполнителя, стремятся 
ужесточить контроль над ним, полагая, что таким путем выведут его на чистую воду. Ошибка! 
Лучше сделать прямо противоположное: сделать вид, что поверили в самоотверженность и 
дисциплинированность, предоставить возможность поработать в условиях «полного расслабона», 
и установить скрытое наблюдение. Если сотрудник продолжает работать на максимуме своей 
продуктивности при отсутствии зримых контроля и угроз наказания, то… я вас поздравляю! 
Перед вами, без сомнения, уникум, ибо такие люди встречаются один на десяток. Берегите 
такого сотрудника, не дайте окружающим его испортить. Ну а если скрытое наблюдение 
подтвердит иллюзию, то сделайте соответствующие выводы. Сможете пришпоривать такого исполнителя в течение некоторого времени для пользы дела – удача! Ну а если он съедет на свой естественный уровень, то на него и рассчитывайте: и свои ожидания по результату, и ожидания исполнителя по бонусу.
Как известно, высокая репутация – первейшая необходимость для жулика. Рядовые исполнители не сильно обеспокоены своим реноме. Чего не скажешь о руководителях среднего звена. Если перед вами такой сотрудник, вероятнее всего, готовится иллюзия, за ширмой которой человек выстраивает под себя уютную зону комфорта. Забота о репутации, да еще всей компании, вещь неплохая, но вам-то что от его зоны комфорта? Только и будете спотыкаться об нее, да еще в самое неподходящее время. Идеальным способом противостоять иллюзиям является рациональный прагматизм. Не ожидайте от окружающих сверхъестественного, не будете провоцировать их на обман. Не называйте всех подряд коллегами, партнерами или членами большой семьи, не окажетесь перед необходимостью ставить на место зарвавшихся. Не 
побуждайте безосновательно к творческим свершениям, и не будете потом «отбрыкиваться» от бредовых идей. Человек в системе управления – реально самое слабое звено. Как в интересах каждого сотрудника, так и в интересах всей компании, его следует всячески усиливать. Чем? Разумным регламентированием, поддерживая требуемый уровень исполнительности и дисциплины, самомотивации и формируя необходимую степень прилежания, формированием оргкультуры высокой и предсказуемой результативности и СИТ-имиджа компании.

Юрий Наврузов, бизнес-тренер, эксперт по результативному менеджменту

Залишити відповідь