Версия для печати
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Умереть нельзя выжить

Умереть нельзя выжить
16 мая 2016

Быть ли крафтовому пивоварению в Украине?

Представители сегмента крафтового пивоварения просят президента, премьера и Верховную Раду дать им возможность работать в законодательном поле.

Малое пивоварение в Украине в результате законодательных инициатив, приравнявших пиво к алкогольному напитку, рискует уйти в историю. Скоро год, как пивовары вне зависимости от объемов изготовления напитка должны приобретать, кроме лицензии на производство и розничную торговлю (в случае ее наличии, например, в пивоварнях-ресторанах) и лицензию на оптовую
торговлю стоимостью 500 000 гривен! Или – прекратить оптовые продажи. Если для крупных игроков пивного рынка изменения, хоть и ощутимы, но не губительны, то малые пивоварни в прямом смысле оказались на коленях. Все это время они работают на грани остановки производств, выживая вопреки государственной политике. Многочисленные обращения отдельных пивоваров к депутатам Верховной Рады, к сожалению, не находят отклика у народных избранников. Поэтому представители пивоваренной отрасли 31 марта собрались в Киеве на Всеукраинский форум пивоваров и рестораторов, чтобы объединить усилия и совместно выработать единую позицию. Мероприятие, организованное
специализированным изданием «Напитки. Технологии и Инновации», посетили свыше 120 собственников и руководителей пивоваренных заводов, мини-пивоварен и рестораторов из разных городов Украины, а также зарубежные гости из Беларуси.
Итогом встречи и обмена опытом стало обращение представителей малых пивоварен Украины –
участников форума к президенту Петру Порошенко, председателю Верховной Рады Андрею Парубию и премьер-министру Владимиру Гройсману. 
Полмиллиона за лицензию
Основное требование пивоваров – реализация на законодательном уровне дифференцированного
подхода к формированию стоимости лицензии на оптовую продажу пива. Ведь одна цена в полмиллиона гривен за лицензию и для большого завода, и для мини-пивоварни – это, как минимум, несправедливо. Простой пример: годовые объемы продукции большинства малых пивоварен составляют 5000–20000 гектолитров, что в 100-660 раз меньше, чем у пивных гигантов. Так, мощность пивзавода «Оболонь Киев» составляет 13 200 тыс. гл в год – в 660 раз больше предельных объемов малой пивоварни, а «Киевский пивзавод» может производить до 4730 тыс. гл/год – в 237 раз больше. Другими словами, годовой объем производства мини-пивоварни равен 0,15 % годового производства завода «Оболонь Киев».
Справедливости ради, стоит отметить, что комитет по вопросам налоговой и таможенной политики
Верховной Рады, возглавляемый Ниной Южаниной, рекомендовал к принятию парламентом определение стоимости лицензии для малых пивоварен, годовой объем продукции которых не превышает 3 тыс. гектолитров, на уровне 30 тыс. гривен. Об этом среди прочего идет речь в законопроекте №2971-д «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования производства и оборота пива». По словам пивоваров, 3 тыс. гл/год – это среднее
производство на домашней кухне, но никак не мини-пивоварня.
«У нас работает 4-5 человек, и мы – маленькая пивоварня. Тем не менее мы можем производить
до 700 тыс. гл пива в год. Это в 2,5 раза больше, чем предложенный депутатами лимит в 3 тыс. гл/год. Три тыс. гл/год – это, по сути, большой домашний пивовар, который варит пиво в домашних условиях, но не мини-пивоварня, – говорит Юрий Заставный, руководитель театра пива «Правда», г. Львов. – Нам фактически ограничивают возможность работать на внутреннем рынке, а у страны забирают целую отрасль крафтового пивоварения, которая не может развиваться в таких 
условиях».
Вместо законопроекта №2971-д пивовары считают, что парламенту необходимо принять законопроект №4146, содержащий всего один пункт – об установлении стоимости лицензии для малых пивоварен с объемом производства до 20 000 гл/год на уровне 50 000 грн./год. Этот законопроект в парламенте зарегистрировал в феврале этого года депутат Александр Дроздик.
Законодательного определения, какое производство считать малой пивоварней, в Украине нет.
Поэтому пивовары предлагают установить граничный годовой объем производства – 20 тыс. гектолитров. К слову, в Европейском Союзе, согласно Директиве 92/83/ЕЭС «О гармонизации структур акцизных сборов на алкоголь и алкогольные напитки» от 19.10.1992, годовой объем продукции независимого малого пивоваренного завода не должен превышать 200 тыс. 
гектолитров. Тем временем сложившаяся в Украине ситуация заставила многих собственников и руководителей мини-пивоварен задуматься о том, так ли важен для них сегмент оптовых покупателей. 
Ради потребителя 
Высокая стоимость сырья, гарантирующая качество и оригинальный вкус крафтового пива, сказывается на прибыльности пивоварен. Только энтузиазм, увлеченность своим делом и любовь потребителей заставляют многих пивоваров продолжать работу.
«Крафтовые пивоварни появились потому, что есть потребители, которым мы нужны и их становится все больше с каждым днем», – уверен Дмитрий Некрасов, директор Первого Днепропетровского пивзавода. Слова господина Некрасова подтверждают и другие «крафтовики». Алексей Гавриш, сооснователь «Юзовской пивоварни», бара-пивоварня Lisopylka, пивного бренда Varvar и лондонской пивоварни Mondo’s Brewery, говорит: «Наш с Василием Микулиным опыт построения международного холдинга показывает, что мировой интерес к крафтовому пивоварению не просто растет, правильнее будет сказать, стабилизируется и углубляется. Во всем мире людям нужно не только новое пиво, но и более качественный продукт».
Работая в первую очередь для ценителей пенного, малые пивовары экспериментируют с сортами
солода, хмеля, и создают тот самый идеальный вкус, за которым стоит ехать через всю страну – в Киев, во Львов, Тернополь, Запорожье…
Одновременно пивовары прилагают усилия к развитию культуры пития, ведь крафтовое пиво – продукт, сродни коллекционному вину, оно требует особого отношения к себе. Пивовары высказываются за жесткое ограничение доступа к пиву несовершеннолетних граждан и стремятся популяризовать правильное потребление напитка в подходящей для этого атмосфере среди взрослого населения. По словам Андрея Киселя, соучредителя Украинского объединения пивных сомелье «Киевская пивная лига», только за последние два года специалисты лиги провели 11 обучающих курсов «Пивной сомелье», а курс «Пивной дегустатор» прослушали более 150
человек из разных городов Украины.
Акциз и перспективы
К концу года малых, как и больших, пивоваров, с высокой вероятностью, ожидает еще один
удар – повышение ставки акцизного сбора. Такую возможность во время форума подтвердила депутат Верховной Рады Нина Южанина. Пивовары же призывают власть ввести мораторий на повышение ставок акциза на пиво в течение пяти лет.
По словам участников пивного рынка, сейчас ставка акциза на пиво составляет 2,48 грн./литр,
что даже выше, чем минимальные ставки аналогичного налога в Европейском Союзе.
К слову, в Европе пиво считается пищевым, а не алкогольным продуктом. Это не удивительно,
ведь пиво – единственный напиток, содержащий хмелевую горечь, которая стимулирует выделение желудочного сока и подавляет нежелательный эффект от содержащегося алкоголя. При этом экстрактивные вещества хмеля имеют успокаивающее, болеутоляющее и 
дезинфицирующее действие. Впрочем, отечественные пивовары о признании своего продукта
пищевым уже и не мечтают. Вместо этого, они просят государство дать им шанс на жизнь. И помимо дифференциации стоимости лицензии и моратория на рост ставок акциза, упростить процедуры лицензирования, получения разрешения на производство, аттестации пивоварни. Наконец-то услышать их и начать продуктивный диалог.
«Я верю, что будущее за малыми пивоварнями, и убежден, что только правильная конкуренция
даст потребителю качественный продукт, – говорит Юрий Заставный, руководитель театра пива «Правда», г. Львов. – Так было в США, где доля крафтового пива уже достигла 20%, в Европе, где на крафтовое пиво приходится от 5% до 15% рынка».
Несмотря на трудности, пивовары не теряют оптимизма, задумываются о развитии и защите фирменного стиля. Одним из инструментов, который может помочь предпринимателям защитить инвестиции в развитии пивоваренного бизнеса, по словам Антонины Пахаренко-Андерсон, генерального директора патентно-правовой фирмы «Пахаренко и парнеры», являются права интеллектуальной собственности. «Это и товарные знаки, промышленные образцы, и трейд-дресс, который включает фирменное наименование, то есть бренд, и репутацию», – отмечает госпожа Пахаренко-Андерсон. Но главным вопросом остается либерализация пивного законодательства. Во время мартовского форума депутат Верховной Рады Нина Южанина отметила, что считает неразумным отстранение от проблем малых производителей. Пивовары верят, что это 
действительно так и другие народные избранники не останутся в стороне от проблем сегмента крафтового пивоварения. В открытом письме к высшим руководителям страны участники отрасли заявляют: «Крафтовое пивоварение оказалось на грани выживания. Судьба нашего 
производственного сегмента – в ваших руках. От вас зависит, будет ли у нас возможность
и дальше работать, обеспечивая рабочими местами себя и трудовые коллективы, платить налоги
и сборы в местные и государственную казну. Или будем вынуждены закрыть производства и пойти
по миру с протянутой рукой».
Малые пивовары Украины верят в победу здравого смысла и в то, что крафтовому пивоварению в Украине быть. Теперь слово за депутатами и чиновниками.
Мила Герас
По материалам Всеукраинского форума пивоваров и рестораторов

 

 

 

 



Читайте также

загрузка...

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

, , , , ,
*/?>