Высокоэффективный банк: взгляд изнутри

Прошлый год для банковского сектора был одним из наиболее трудных за всю историю независимости Украины. Как банк боролся с кризисом?
В первую очередь, разумеется, было важно сохранить репутацию надежного партнера. И это касается не только умения правильно выстроить бизнес в условиях оттоков средств клиентов, которые наш банк переживал вместе со всей финансовой системой страны. Это также и серьезная психологическая работа с клиентами. Лучшим доказательством надежности для украинцев, конечно же, было своевременное выполнение всех обязательств – своевременной выплаты вкладов, проведение платежей, открытости ведения бизнеса.
В диалоге с клиентами в тот период мы старались не приуменьшать масштаба проблем финансового рынка, честно объясняя, что происходит, почему банки становятся неплатежеспособными. А говорить неприятную и непопулярную правду – всегда непросто. Но наши клиенты это оценили. Мы также внедрили специальные предложения по вкладам в нашу продуктовую линейку, благодаря которым никто не смог бы усомниться в сохранности своих сбережений и в любой тревожный момент мог прийти и забрать свои деньги.
Также во многом нам удалось достойно справиться с кризисом благодаря доверию акционера, поддерживавшего банк дополнительной ликвидностью, что позволило нам в полной мере выполнить, утвержденные с НБУ, планы капитализации. За два прошедших года уставный фонд банка был увеличен
в три раза – до 1,5 млрд грн.
Все это помогло нам сохранить клиентскую базу и по отдельным параметрам даже превзойти рыночные показатели. Мы достаточно оперативно остановили оттоки и начали развиваться. Именно таким принципам мы следуем и сейчас, в полной мере выполняя обязательства и перед клиентами, и перед регулятором. Банк Кредит Днепр на сегодняшний день, по оценке экспертов, признан одним из наиболее прозрачных финучреждений страны. На протяжении прошлого года мы прошли все проверки, стресс-тестирование, а сейчас начали досрочное погашение стабилизационного кредита НБУ, который привлекли в наиболее острый момент кризиса.

Какие уроки вы как руководитель банка извлекли из прошлого года?
Кризис в очередной раз доказал, что очень многое зависит от команды. И тот период, несмотря на весь его драматизм, содержал мощный командообразующий, командоукрепляющий стержень. Нужно было действовать очень оперативно, внедрять качественные антикризисные программы обслуживания, решать вопросы с проблемными клиентами, возвращать доверие вкладчиков. Тогда всем необходимо было отдавать себя работе не простона сто, а на все тысячу процентов! И, действительно, экстремальные условия укрепляют коллектив. Поэтому один из уроков заключается именно в том, что успех во многом возможен тогда, когда есть общая цель и взаимоподдержка.
Кроме того, в период кризиса качества, которые всегда необходимы успешному менеджменту, должны проявляться в значительно большей степени. Ведь во времена, когда ситуация может часто меняться,
причем далеко не в лучшую сторону, важно уметь быстро взять себя в руки, сохранять холодный рассудок, чтобы оперативно диагностировать проблему и быстро прийти к качественному решению. Считаю, что этот кризис сделал нас в разы стрессоустойчивее, научил более беспристрастному восприятию рыночной ситуации, когда система, в которой привык жить и работать, рушилась на глазах. Мы научились оперативнее принимать важные решения, быстрее адаптироваться к новым и более
жестким правилам рынка, на котором место – только для самых сильных.

Считаете ли вы, что ситуацияна финансовом рынке стабилизировалась и банкам стало легче работать?
Ситуация начинает успокаиваться, но, полагаю, до полной стабилизации далеко. Рынок продолжают покидать проблемные финучреждения. Это означает, что система еще не очистилась в полной мере для того, чтобы восстановиться. Но мы оттолкнулись от дна: и экономика в целом, и финансовые институты в частности. Инфляция значительно замедлилась, гривня перестала девальвировать, ВВП начал демон-
стрировать положительные показатели, стали расти и объемы промышленности. Конечно, все это позволяет с оптимизмом смотреть на развитие финансового сектора, на восстановление кредитования розничных и бизнес-клиентов. Насколько стало проще работать банкам? Справившись с одними вызовами, появились новые. Это касается более жестких требований регулятора в отношении деятельности финансовых учреждений, возросшей конкуренции на рынке, новых моделей работы в плане и сервисного обслуживания клиентов, и развития дистанционных каналов. Но я не считаю, что это плохо. Напротив, все это укрепит рынок, в разы уменьшит риск повторения ситуации, подобной той, которая была в прошлом и позапрошлом годах. Одной из самых важных задач для банков сейчас является восстановление рынка кредитования как главного из источников дохода и развития. При этом стоимость ресурса все еще остается очень высокой как для банков, так и, соответственно, для клиентов. Несмотря на постепенное снижение депозитных ставок, они остаются еще на достаточно высоком уровне, та же ситуация и с учетной ставкой НБУ. Финучреждения ищут наиболее оптимальные и подъемные варианты кредитных предложений для клиентов.

Каким вы видите будущее для Банка Кредит Днепр? Будет ли финучреждение менять подходы работы после кризиса?
В начале этого года мы пересмотрели некоторые направления работы банка и определились со стратегией развития на ближайшие годы. Помимо улучшения качества обслуживания розничных клиентов, развития дистанционных каналов продаж, мы хотим занять свою нишу среди банков, инвестирующих в малый и средний бизнес.
Мы всегда поддерживали украинскую экономику и намерены усиливать эту поддержку. Считаю, что именно сегмент малого и среднего бизнеса на сегодняшний день может стать основным двигателем развития нашей страны. Собственно, именно на небольшой бизнес опираются экономики в развитых странах, и, уверена, что Украина придет к этому. Уже сейчас у нас действуют комфортные программы финансирования данной категории клиентов, в дальнейшем мы намерены расширятьлинейку кредитных продуктов.

Какие направления предполагаете развивать?
Для розничных клиентов – это в первую очередь кредитование. Что касается работы с бизнесом, то мы активно развиваем программы агрофинансирования. Как я уже отмечала, мы намерены усилить поддержку малого и среднего бизнеса. Это касается также и небольших сельхозтоваропроизводителей. Сегодня АПК вышел на первое место в Украине по экспорту, и этой отрасли есть куда развиваться. Мы намерены им в этом помогать, будучи не просто кредитором, но и партнером, и консультантом, который проанализирует их бизнес, возможные риски и поможет найти максимально эффективное решение. Мы сотрудничаем с IFC – Международной финансовой корпорацией, являющейся частью Всемирного банка, – по направлению агрофинансирования. Уже сегодня в банке действуют программы финансового сопровождения бизнес-деятельности, а также кредитования полного производственного цикла для клиентов-фермеров.
Кроме того, мы не прекращаем работать с существующими бизнес-клиентами, присматриваемся к работе с представителями IT-индустрии – достаточно быстрорастущей отрасли нашей экономики.

Какие, на ваш взгляд, реформы и нововведения необходимы банковскому сектору?
Прежде всего, банкиры ожидают сегодня более активных действий власти по защите прав кредиторов. Многие финучреждения, в том числе и наше, столкнулись с проблемой крупных неплательщиков. И не будет преувеличением, если скажу, что во многом кризис финансового сектора достиг таких масштабов именно из-за них. Зачастую эти клиенты не хотят идти на компромисс со своим финансовым партнером и искать наиболее взаимовыгодные возможности решения ситуации. Но ведь банки в основном открыты для клиентов в поисках совместного решения проблемы. В частности, мы готовы с каждым крупным проблемным клиентом работать в индивидуальном порядке, для розничных заемщиков у нас действуют
различные программы реструктуризации долгов.
Однако зачастую крупные неплательщики перестают погашать долги не по объективным причинам, а просто используя непростую ситуацию в стране в своих целях. И при этом сейчас вся нагрузка, связанная с отказами таких клиентов выполнять свои обязательства, лежит исключительно на банкирах и акционерах финансовых структур, в то время как недобросовестные заемщики могут спокойно избегать
ответственности, и для этого у них достаточно возможностей. Например, путем признания недействительными поручительств, выведения активов посредством ухода в ликвидацию или банкротство и проч. В результате банки не могут вернуть активы в систему и вынуждены терпеть колоссальные убытки. И, поверьте, потерянные активы на оккупированных территориях – это далеко не основная часть всей «проблемки» по рынку.
Банковское сообщество сейчас практически лишено возможности отстаивать свои права, потому что законодательно мы практически не защищены. Судеб-ные процессы с недобросовестными кли-
ентами из-за этого могут затягиваться на годы. Необходимые законопроекты несколько раз были отклонены Верховной Радой. Не могу сказать, что это было сюрпризом для нас, ведь некоторые депутаты и являются именно такими крупными, «задолжавшими» не одному банку, неплательщиками (или по крайней мере их лоббистами). Но тем не менее мы продолжаем и будем продолжать борьбу за принятие соответствующего законодательства, которое обеспечит возможность работать со злостными должниками более эффективно и наделит всех участников этого процесса абсолютно равной, зеркальной ответственностью.

Беседовала: Елизавета Исупова

Залишити відповідь