Путь в тысячу ли

Произведения известного киевского художника Александра Клименко любят как состоявшиеся коллекционеры, собрания которых насчитывают сотни произведений самых знаменитых авторов, так и начинающие собиратели, которые впервые решили приобрести несколько вещей, для украшения инте- рьера. Последних художник особенно ценит. «Путь в тысячу ли начинается с первого шага», – вспоминает он китайскую пословицу и говорит, что ему не раз приходилось наблюдать, как буквально за несколько лет, увлекшись современным искусством, люди становились серьезными коллекционерами, счасливыми обладателями сотен произведений разных авторов, как входили в уникальный, по-настоящему элитный международный клуб ценителей современного искусства.
          В 1990-х Александр Клименко, выпускник Киевского государственного художественного института (сегодня Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры), собирает молодых неизвестных еще художников-бунтарей, готовых искать свой путь в современном искусстве. Так родился легендарный киевский сквот (коллективные мастерские) «Парижская коммуна», очень похожий по духу на знаменитый французский «Улей», на Монмартре, в котором, в начале 20 века жили и работали великие художники эпохи авангарда. В Украине «Парком» стал центром, где происходило все самое важ- ное в современном искусстве, но сегодня художник предпочитает, по его словам, путь «индивидуально-
го спасения».
          Около двадцати лет назад Александр Клименко сознательно выбрал свой особенный, индивидуальный путь — отошел в сторону от круга своих прежних единомышленников, с которыми когда-то вместе, впервые в Украине, начинал разрабатывать актуальные постмодернистские концепции и перешел от фигуративной к contemporary абстрактной живописи.
          Клименко постоянно экспериментирует, свободно переходит от абстрактной живописи к фотографии и фигуративной графике, в которой реализует свой неизменный интерес к Востоку. Увлеченный научными теориями о множественности Вселенных, Клименко создает «эвверетическую», «транстемпоральную» фотографию. В одном пространстве он объединяет образы, пришедшие из далеких эпох, из истории искусства, с реальными пейзажами нашего времени, с портретами наших современников.
          Сегодня Клименко сознательно находится в стороне от местного арт-процесса, который, как он считает, за несколько последних лет стал провинциальным. Художник работает один, без помощников и подмастерьев. Он также пишет многочисленные культурологические исследовательские тексты, стихи в стиле хайку, создает масштабные кураторские проекты, издает фундаментальные альбомы по истории современного украинского искусства.
          При всем разнообразии своих проявлений, Клименко узнаваем и последователен. Круг тем, которые ему близки, при несхожести визуального воплощения, неизменен уже несколько десятилетий. «Безмятежные странствия в Беспредельном» — так называлась одна из первых книг автора. Своими текущими размышлениями художник поделился с «&».

О трендах в мировом современном искусстве.

Наше время прекрасно тем, что на международном арт-рынке царит полная свобода и толерантность.
Есть все и сразу. Искусство одновременно выставляет самое разное и все это покупают коллекционеры. Как сказал один из ведущих мировых кураторов Роберт Стор: «я признаю только один изм — плюрализм». Конечно, по-прежнему 90% предпочтений отдают живописи, но при этом, например, растет интерес к фотографии, которая, к тому же, находится в более доступном ценовом сегменте. Можно с уверенностью сказать, что мощным восходящим трендом становится новая, так называемая contemporary абстрактная живопись, которой становится все больше на самых престижных мировых арт-форумах — Art Basel, Art Miami, Art Honkong и других. Цены на авторов в этой категории растут очень быстро, стоимость картин некоторых художников доходит до нескольких миллионов долларов. Думаю, что такой взлет интереса к абстрактной живописи связан с тем, что мы переживаем очень похожий на начало ХХ века период истории, когда собственно и появилось абстрактное искусство.

Александр Клименко входит в число самых дорогих украинских современных художников по итогам официальных продаж ведущих мировых аукционных домов. Его картины неоднократно выставлялись на Phillips
de Pury в Лондоне, аукционе, который специализируется на contemporary art и каждый раз были успешно проданы. Были представлены на престижном благотворительном Sotheby’s в Нью-Йорке.

О коллекционировании и инвестировании в произведения искусства.

Я действительно хорошо знаю мировые тенденции, слежу за ними, много читаю и езжу за границу. Что касается нашей страны, то я досконально изучил наш арт-рынок, так как нахожусь в самом центре событий уже больше двадцати пяти лет. Мне удалось осуществить несколько крупных проектов, издать фундаментальные альбомы по современному искусству Украины, я инициировал создание несколь- ких крупных коллекций, консультировал некоторых ведущих актуальных коллекционеров. Могу сказать совершенно точно — сегодня в нашей стране бизнесменам, которые хотят собирать картины, следует доверять в первую очередь своей интуиции, которая уже позволила им заработать капитал. Есть смысл общаться напрямую с хорошими, серьезными, состоявшимися художниками, посещать их мастерские, что в Киеве абсолютно реально. К тому же живое общение всегда интересно. Такой контакт может помочь составить свое личное независимое мнение. Не следует очень доверять разного рода арт дилерам и галеристам, каким-то неизвестного рода кураторшам. Среди них в нашей стране есть персонажи даже без специального образования, которые просто продвигают «своих» авторов. Все, что у нас происходит в так называемом арт бизнесе в последние несколько лет, — это тотальные манипуляции, обман и невежество. Это дико, совершенно перевернуто с ног на голову. Сегодня псевдо специалисты агрессивно пиарят таких же художников. Люди, сумевшие в нашей стране заработать и сохранить состояние, сами обладают великолепной интуицией. В искусстве, как и в бизнесе, лучше избегать многочисленных посредников, если есть шанс говорить напрямую. Кроме прочего, вся история коллекционирования – это собирательство того, что трогает внутренние струны, а не попытка угадать, что через сотни лет будет стоить сотни тысяч.

О перспективах украинского современного искусства

Я убежден, что всегда и везде, в любой стране, в любую эпоху, чтобы не происходило вокруг, может появиться отдельный честный художник, одинокий медиум, который создаст гениальные, вневре менные произведения Искусства. Или несколько авторов, как правило, одного круга. Знаю точно, что сейчас несколько достойных художников живет и работает в Украине. Но самые лучшие, это точно не самые дорогие и распиаренные сегодня, и тем более не аляповатый, безвкусный и вто- ричный дизайн, который агрессивно навязывают арт-дилеры в последние несколько лет под видом «молодых художников». Уверен, что в истории украинского, а может быть и мирового искусства, останутся несколько авторов, которые сформировались в начале 90-х, в уникальное время эпохи перемен и невиданной свободы.

Беседовала Ольга Александрова

Залишити відповідь