«Талант фотографа – это умение сделать произведением искусства ничем не примечательную сцену из реальной жизни, пропустив ее через душу и объектив»

Александр Задирака как раз из этих людей. Окончив Киевский политехнический институт и поработав инженером, он понял, что занимается не тем, чем хотелось бы. И не упустил представившийся случай сменить род занятий, причем кардинальным образом.

Сегодня он – профессионал, специализирующийся на фото для рекламы, а также на спортивной и портретной фотографии. По словам самого Александра, если бы у него был выбор, он предпочел бы работать в жанре спортивной фотожурналистики. Однако пока лучше всего платят за рекламные фото, что и определяет его основную специализацию.

Самые известные работы Александра Задираки – рекламные плакаты компаний «Такi справи», банка «Форум», ночного клуба «Чикаго», дистрибьюторов в Украине «ves Rocher, Triumph.» Он также является автором многочисленных календарей, каталогов, буклетов, обложек украинских и российских журналов. И в отличие от многих коллег даже сегодня не жалуется на отсутствие заказчиков.

Сам фотограф считает, что секрет успеха заключается в его особом подходе к творчеству – «в любительской съемке на профессиональном уровне». «Ведь заказчик, даже ставя перед мастером вполне конкретные задачи, рассчитывает получить нестандартное решение, оригинальное видение мира. Но качество исполнения при этом должно быть по-настоящему профессиональным. Только такое творчество клиент готов оплачивать по наивысшим расценкам», – утверждает Александр Задирака.

«&»: Александр Степанович, когда вы поняли, что с помощью фотоаппарата можно зарабатывать деньги?

А. З.: Фотографией я увлекся еще в школе. Но, конечно же, ничего, кроме морального удовлетворения, мне это увлечение не приносило. Потом окончил КПИ, четыре года отработал инженером (получая по 110 рублей в месяц). А параллельно увлекался спортом – играл в регби (в высшей лиге СССР). И случилось так, что на очередных соревнованиях я сломал ногу и некоторое время оказался «прикованным к постели». Так что было когда задуматься о своей жизни.

Честно говоря, выводы получились невеселыми – казалось, ничего толкового я не сделал: зарплата маленькая и работа не по душе… Тогда же решил резко изменить свою судьбу и заняться серьезным делом, которое дало бы возможность не только содержать семью, но и получать моральное удовлетворение. И примерно в это время товарищ предложил мне поработать фотографом. Я согласился: любительской фотографией занимался давно и даже участвовал в республиканских и международных выставках. Плюс ко всему мне это занятие очень нравилось – гораздо больше, чем работа инженера.

Так все и началось, хотя почти все мои знакомые, узнав о принятом решении, долго меня отговаривали от этого шага. Фотографировать и делать черно-белые фотографии я умел, а вот с цветными дела обстояли хуже. Чтобы исправить положение, я поставил приятелю две бутылки коньяка, и он две недели учил меня обрабатывать и печатать цветные пленки, причем даже передал рецепт своего «фирменного» проявителя.

И вот в 1975 году я поступил в штат Киевского рекламного комбината (позже «Укрреклама») на должность фотографа, где и проработал 20 лет.

«&»: Однако любительские съемки – это творчество без каких-либо конкретных обязательств. Не разочаровались ли вы в своем увлечении, когда стали профессиональным фотографом?

А. З.: Нет, хотя был очень близок к этому. Ведь любитель ни перед кем не отвечает за результаты своего творчества, и это позволяет ему не ограничивать собственную фантазию. Вот почему любители в фотографии нередко делают лучшие снимки, чем профессионалы. Последние же имеют заказ, который нужно выполнить в определенные сроки и именно так, как того хочет заказчик.

С другой стороны, техническое обеспечение у профессионала гораздо лучше, чем у любителя (скажем, мне выделили пять государственных широкоформатных камер). Это техническое преимущество плюс гарантия востребованности работы (в случае выполнения заказа в соответствии с пожеланиями заказчика) вскружили мне голову – я было решил, что теперь смогу зарабатывать больше, а работать меньше. Но вскоре понял, что никакая техника не может заменить творчества. Ведь даже занимаясь профессиональной фотографией и имея конкретную задачу, мастер должен вкладывать в ее реализацию что-то свое. Причем, как показывает опыт, именно это творчество заказчики ценят выше всего.

Например, сегодня, получив заказ, я практически всегда делаю его в двух вариантах: так, как хочет клиент, и так, как вижу я. Поэтому нередко заказчик выбирает именно мои варианты.

Считаю, что в идеале фотограф должен быть профессиональным любителем. То есть не ограничивать себя в творчестве и не думать во время работы о том, что фото нужно продать. И в то же время делать свое дело качественно и на высоком техническом уровне. Кстати, сегодня рынок востребует именно таких фотографов, и именно им заказчик готов платить по наивысшим расценкам.

«&»: Александр Степанович, вы начали свою карьеру с фоторекламы. И остаетесь «рекламным» фотографом по сей день. С чем связана такая верность жанру?

А. З.: Все объясняется очень просто: на фоторекламе сегодня можно заработать реальные деньги, чего в Украине больше не гарантирует ни один фотожанр. Но если бы у меня был выбор, предпочел бы спортивную фотожурналистику. Однако, к сожалению, доход от такого творчества очень незначительный.

Скажем, я уже несколько лет активно работаю с газетой «Команда». Но в последнее время приходится доплачивать из своего кармана за такое «сотрудничество». Съемка спорта – очень дорогое удовольствие, так как нужны хорошее профессиональное оборудование, масса дополнительных принадлежностей. А 200 долларов в месяц не могут покрыть таких расходов. Но я не отказываюсь от сотрудничества, и только потому, что очень люблю снимать спорт. К тому же это хорошая возможность поддерживать имя. Кстати, большинство фотографов работают со СМИ только по последней причине.

«&»: Раньше вы получали государственные заказы. А как ищете заказчиков сейчас?

А. З.: Когда начинал карьеру, проблем с отсутствием заказчиков не было. И именно в те времена я приобрел массу полезных связей и смог сделать себе имя. Сегодня же меня знают очень многие столичные и региональные дизайн-студии и рекламные агентства. Зачастую именно они и рекомендуют меня потенциальным заказчикам. А чтобы привлечь новых клиентов, даю рекламу – в различных справочниках есть мои координаты.

Кроме того, у меня есть постоянные клиенты, с которыми работаю уже не один год. Эта группа заказчиков – наиболее важная для любого фотографа, так как последний уже знает их предпочтения, а клиенты – возможности мастера, что упрощает работу и гарантирует лучший результат. Поэтому я рассматриваю каждого нового клиента как кандидата в постоянные. А чтобы стимулировать заказчика обратиться ко мне еще раз, предлагаю не только качественные снимки, но и различные скидки, никогда не отказываюсь от заданий, какими бы трудными они не были.

«&»: Скажите, а задумывались ли вы когда-нибудь над тем, чтобы поручить работу по привлечению клиентов профессиональному менеджеру?

А. З.: Наверное, это было бы проще, поскольку смог бы заниматься исключительно творчеством. Однако, во-первых, я по своей натуре привык всем заниматься сам. Мне кажется, что никто не сможет договориться с моими заказчиками лучше, чем я сам. Во-вторых, как свидетельствует опыт некоторых моих коллег, отважившихся на подобный эксперимент, у нас высокопрофессионального менеджера, тем более на рынке фотоискусства, найти не так уж просто.

«&»: Что важнее для получения заказа – известность или личные связи в мире фоторекламы?

А. З.: Иногда достаточно и просто хороших снимков. Ведь когда клиент обращается к дизайнерам с определенной задачей, те объявляют конкурс среди фотографов. И, в принципе, любой мастер может подать на него свои снимки. Выберут того, чьи фото понравятся заказчику больше других.

Хотя так поступают не все рекламные агентства. Некоторые идут по пути наименьшего сопротивления и обращаются только к фотографу, которого знают. В таких случаях личные связи действительно первостепенны.

Есть и еще один нюанс. Поскольку многие клиенты хотят максимально сэкономить на фотосъемке, они часто просят найти уже готовый слайд, который бы подходил по тематике. В таком случае наибольшие шансы получить заказ имеет тот фотограф, у которого слайдотека больше.

«&»: Какая работа вам нравится больше – съемки под заказ или по собственному плану?

А. З.: Я люблю фотографировать как для конкретного заказчика, так и для пополнения своей слайдотеки. Любая съемка требует творческого подхода. А заказная – в особенности.

Сегодня в рекламе работает много фотографов, и рассчитывать на успех может лишь тот, кто предложит нестандартное решение, проявит максимум творчества и профессионализма. Занимаясь рекламной съемкой, фотограф должен не просто предоставить картинку, он должен «вылепить» образ. Причем иногда приходится искать очень нестандартные решения…

Как-то я снимал рекламу ночного клуба «Чикаго». Сюжет был достаточно банален – девушка играет на саксофоне. Однако при съемке я столкнулся с проблемой: в какой бы одежде ни позировала модель, ощущения «ночного Чикаго» не было. Тогда я снял свою рубашку и сфотографировал девушку в ней. Картинка получила свою изюминку, и заказчик был очень доволен.

«&»: Ваши фотографии – постановочные или это кадры, случайно выхваченные из жизни?

А. З.: Когда я получаю конкретное задание, естественно, снимаю срежиссированные мною кадры. Да и когда случайно увижу какой-то интересный ракурс в жизни, все равно привношу в съемку элемент игры. Иногда уже в процессе съемки вижу новую грань картинки и меняю первоначальный образ. В этом и заключается, по моему мнению, талант фотографа – даже ничем не примечательная сцена из реальной жизни, пройдя через его душу и объектив, становится произведением искусства.

«&»: Вы можете предугадать: станет тот или иной снимок шедевром или отправится в корзину?

А. З.: Я каждый раз снимаю «лучшее фото в своей жизни». Затем, когда пленка проявлена и отпечатана, начинается тщательный отбор. А поскольку я достаточно строгий критик собственного творчества, то больше половины отснятого отправляется в корзину. Кстати, нередко туда попадают и шедевры. Например, как-то я делал фото для эротического журнала «Красная шапочка». Заказ был выполнен, а оставшиеся кадры я выбросил в мусор. Но сам не знаю почему, в последний момент вытянул один из слайдов из корзины и отложил в «запасник». Позже ко мне обратился достаточно крупный заказчик – полиграфическая фирма «Такi Справи» с просьбой подобрать снимки для корпоративного рекламного плаката. Пересмотрели не одну сотню слайдов – ничего не подошло. Но когда художник фирмы увидел слайд «из корзины», то сказал, что другие варианты даже не будет рассматривать. За ночь я отпечатал плакат, а на утро он получил главный приз на международном фестивале рекламы «Золотой профиль». И оказался знаковым в моем творчестве – многие заказчики потом обращались ко мне только потому, что я автор «того самого» плаката.

«&»: А из чего складывается цена фотографии?

А. З.: Материалы стоят копейки. Техника – наибольшая статья затрат у любого фотографа. Чем лучше у фотографа техника, тем выше расценки. Но… Даже имея в своем распоряжении одинаково классную аппаратуру, фотографы разного класса сделают разные по качеству снимки. Потому что у каждого из них свое видение мира, да и степень талантливости у всех разная. Следовательно, львиная доля стоимости фотографии – это имя фотографа, его талант и профессионализм.

«&»: Какой вид фоторекламы сегодня самый денежный для отечественного фотографа?

А. З.: Самые выгодные заказчики – банкиры. Они очень щедро платят за рекламную продукцию и календари. Календари, кстати, тоже дают фотографу возможность неплохо заработать (примерно $1 тыс. за календарь). Однако это сезонные заказы, к тому же прежде чем получить деньги, фотографу приходится вкладывать значительные средства в съемку.

А еще, и я уже говорил об этом, возможность неплохого заработка дает обширная слайдотека. Например, у меня несколько тысяч слайдов, прокат каждого из которых стоит от $20 до $60.

«&»: Многие отечественные фотографы жалуются, что у них «воруют» авторство, печатая их работы без разрешения – то есть без оплаты. Бывали ли такие случаи у вас, и как вы на это реагировали?

А. З.: Конечно, были. Кстати, некоторые фотографы получают на подобных судебных разбирательствах крупные суммы. Но я никогда не реагирую на такое «воровство». Бог судья этим людям. А время, потраченное на судебную волокиту, по-моему, не стоит никаких денег, поскольку отбирает массу нервов и сил. Я лучше это время посвящу творчеству. А деньги – заработаю. Ведь таланта и профессионализма у меня никто не в силах отобрать.

СПРАВКА «&»

Александр Задирака, фотограф, владелец «А.З.Студии».

Окончил факультет химического машиностроения КПИ. Работал инженером в МПО «Большевик».

С 1975 по 1995 г. – штатный фотограф Киевского комбината рекламы.

С 1995 г. – «свободный» фотограф.

Работы публиковались в украинских и зарубежных СМИ, в том числе в газете «Команда», журналах «Натали», «Космополитен», «Панорама» и др.

Активно работает на рынке рекламы. Получил главные призы международного фестиваля рекламы «Золотой профиль» в 1997 и 1998 гг.

Постоянно сотрудничает с РА «Диалла», «Альтер В», Consulting Ukraine, дизайн-студиями «Аляска», «Лукас» и др.

Член Союзов фотохудожников, художников-графиков, дизайнеров и рекламистов Украины.

Залишити відповідь