На определенном этапе любой компании для дальнейшего развития просто необходимо четко сформулировать свою миссию и стратегию

Это «предоставление клиентам быстрого, надежного и качественного доступа к информационному пространству через внедрение передовых телекоммуникационных технологий, обеспечивая при этом достойный уровень жизни людей, работающих на предприятии».

«Ромсат» живет по своей конституции недолго. Как рассказывает Виктор Мазур, занимаясь формулированием миссии и принципов, владельцы параллельно делали ревизию структуры компании, начали писать должностные инструкции для каждого сотрудника, анализировали производственные отношения внутри фирмы, искали резервы. Миссия и принципы компании, по его мнению, помогают формировать корпоративный дух – дух единой команды людей, объединенных общей целью.

А начинался этап энтузиазма и путь к осознанию необходимости формулирования миссии и принципов в 1990 году. Впрочем, об этом расскажет сам Виктор Мазур.

В. М.: В 1990 году была основана известная сегодня на компьютерном рынке компания ICS («Информационные компьютерные системы»), костяк которой составляли в прошлом сотрудники завода «Квант». В рамках этой компании существовал отдел, занимавшийся производством и реализацией продукции для спутникового телевидения. На его основе в 1994 году была создана компания «Ромсат».

Еще в рамках компании ICS мы занимались разработкой собственного тюнера, осуществляли производство антенн. Но этот рынок настолько быстро развивался, что мы не успевали реагировать на его изменения, поэтому пошли по пути интеграции и стали покупать оборудование за рубежом. До 1995 года занимались только спутниковым телевидением – устанавливали, монтировали системы, а после 1995 занялись и кабельным телевидением. Сейчас «Ромсат» является компанией-интегратором, предлагает широкий спектр услуг по проектированию, поставке оборудования, монтажу и пуско-наладке систем спутникового и кабельного телевидения.

«&»: Какова сегодня сфера интересов компании?

В. М.: Идея нашего бизнеса очень проста: кабель и все, что связано с кабельной сетью – сфера интересов компании. Но эти интересы очень широкие, ведь кабель – это пересечение множества сфер: телевидения, интернета, телефонии. Как оказалось, сегодня он является своеобразной «последней милей», ведь есть города-миллионники, где построены телефонные станции, однако нет первичной сети, нет этой последней мили. И станцию, которая имеет сто тысяч номеров, нельзя подключить, довести до абонента, потому что первичная сеть не построена. А мы строим первичную сеть и приходим практически в каждую квартиру, участвуя в проектировании и поставке оборудования. Вот почему все, что связано с этой сетью, – наш бизнес. Другим мы не занимаемся, хотя иногда от этого страдаем.

«&»: Как вы оцениваете собственное положение на рынке в настоящий момент?

В. М.: Последние пять лет наша компания является на данном рынке лидером. Но есть сегменты, где нас могут обогнать. Это может быть связано со многими техническими вопросами. Например, в прошлом году на рынке спутникового телевидения мы были оттеснены, потому что на очень удачную марку тюнера эксклюзивный контракт получил наш конкурент. Мы ничего не смогли сделать. Покупая продукцию через третьих лиц, компания была в проигрыше, и поэтому ее позиция на рынке пошатнулась. Сейчас ситуация поменялась, поскольку в этом году конкурент потерял эксклюзив и всем приходиться работать в равных условиях.

«&»: Насколько сильна конкуренция на рынке спутникового и кабельного телевидения?

В. М.: Сегмент рынка, в котором работает наша компания, очень узкий и специфический, поэтому практически все операторы друг друга знают уже на протяжении нескольких лет. Основные конкуренты, так же как и наша компания, существуют пять-семь лет. Но вот бизнес, связанный со спутниковыми антеннами, более динамичен, и ситуация на рынке меняется чаще. В профессиональном же бизнесе изменения происходят реже.

А вообще, говоря о конкуренции, хочу отметить, что существует несколько брендов, и если компания не стала дистрибьютором одного из них, то упустила свое преимущество. Как правило, производители профессионального оборудования строят свою сбытовую политику посредством заключения дистрибьюторских контрактов, предоставления эксклюзивных прав. Поэтому если компании удалось раскрутить марку, сделать ее популярной, и это действительно хорошая марка, люди пользуются продукцией, то кому-то другому со стороны войти на этот рынок тяжелее.

Есть плюсы и минусы у каждого рынка, корпоративный рынок менее динамичен, но в то же время более стабилен. А рынок конечного потребителя динамичнее и может дать прирост оборотов.

«&»: Есть ли секрет успеха вашей компании?

В. М.: Успех компании построен на идеях сотрудников, управлении, работе на опережение. Скоро будет год с тех пор, как у нас появился корпоративный отдел, задача которого – работа с крупными заказчиками, и в этом отделе у нас наивысшая плановость. Ведь большинство оборудования из того, что мы поставляем и продаем, делается под заказ. Но существуют и сезонные колебания спроса (например, кабель тянут, как правило, при плюсовой температуре).

Специалисты компании должны знать потребности заказчиков и передавать информацию изготовителю. Только тогда компания может иметь положительный результат. Работать наугад, без прогнозирования очень тяжело. Если не угадаешь, сколько надо потребителю, будут постоянные просчеты.

«&»: Как бы вы сформулировали основное конкурентное преимущество компании «Ромсат»?

В. М.: Практическая работа по построению сетей. Мы начинали с построения маленькой сети в Киеве, затем участвовали в строительстве сетей в Донецке, Харькове. Причем первый проект был своеобразным полигоном, потому что сеть была некоммерческой и является убыточной до сих пор, но компания ее построила для того, чтобы отладить все механизмы, приобрести навыки работы.

Плюс нашей компании и в том, что никто, кроме нас, в Украине не строил еще оптоволоконно-коаксиальных линий или гибридных сетей. Мы первые, кто поставил оптоволоконное оборудование в Киев для фирмы IVK, первые сделали проект под ключ для «Укртелекома» в Харькове.

«&»: Существует ли в «Ромсате» понятие команды?

В. М.: Существует. В «Ромсате» это фактически старая команда, люди, с которыми мы начинали делать бизнес. Кадры мы выращиваем сами, и это один из элементов нашей стратегии управления. Со стороны только сейчас начинаем пробовать «покупать» специалистов, когда есть близкая нашему бизнесу тема и нам необходим профессионал именно в этой сфере.

Постепенно идет процесс делегирования полномочий. Сегодня стараемся техническую работу отдавать людям менее квалифицированным, если необходимо – нанимаем помощника на низкую оплату, а ведущих специалистов, генерирующих идеи, принимающих решения, стараемся от рутинной работы освободить.

Функции руководителя в компании – это анализ и принятие глобальных решений. В рамках полномочий каждый специалист сам принимает решения, а для решения нестандартных ситуаций обращаются к руководителю. У меня дверь всегда открыта, но на ней есть надпись примерно следующего содержания: «Если дверь закрыта, то сейчас я занят. Подожди, подумай: можешь ли сам решить вопрос, и если нет – тогда открывай дверь».

Мы пропагандируем открытый бизнес – это наш стиль. В принципе, я как руководитель доступен в любой момент, и хотя некоторые считают это недостатком, пока изменить себя не могу. Может, поэтому приходится оставаться после работы, трудиться, как правило, и в субботу. Моральный климат в коллективе для нас очень важен, и я считаю это одним из первых условий успеха в работе.

«&»: Налажен ли в вашей компании процесс сбора и анализа идей для развития бизнеса?

В. М.: Если возникают новые идеи, мы, конечно же, обсуждаем это на совещаниях, просчитываем различные варианты. В сфере финансового управления часто у меня самого рождаются идеи, поскольку имею пятилетний опыт работы бухгалтером. По техническим вопросам у нас есть два ведущих специалиста, которые регулярно читают зарубежную прессу, отслеживают новинки, «фильтруют» информацию. Как правило, мы посещаем две-три зарубежные выставки в год и участвуем в двух украинских выставках САТ и «Информатика и связь».

«&»: Как в вашей компании происходит поиск заказчиков, клиентов?

В. М.: На первых этапах становления бизнеса мы давали рекламу в газеты. Пока игроков на рынке Киева было несколько, это срабатывало. Потом «Ромсат» стал участвовать в массовых выставках, таких как Dream House. Но в бизнесе по установке антенн очень важна, как и во всем мире, работа «лицом к лицу». Я специально изучал зарубежную практику, там это тоже является квартирным бизнесом. То есть получение заказов идет по рекомендациям уже существующих потребителей (конечно, если заказчик остался доволен работой).

Когда наша фирма стала заниматься более профессиональным бизнесом, связанным с кабельным телевидением, многие клиенты приходили к нам после выставок, в которых мы участвовали. Кроме того, мы организовывали и сами проводили конференции и семинары, где лекции читали наши ведущие специалисты. Это очень эффективная форма работы. Такие мероприятия давали двойной результат: во-первых, мы общались «вживую» с клиентами, а во-вторых, наши специалисты росли профессионально, оттачивая свое мастерство донесения информации клиенту. К тому же мы два года издавали внутренний печатный бюллетень, а сейчас издаем на его базе профессиональный журнал TELESWEET, который распространяем по подписке и рассылаем специалистам бесплатно (2000 экземпляров).

«&»: Чего компания хочет добиться в ближайшей и отдаленной перспективах?

В. М.: Мы хотим оставаться в лидерах. Однако цель не в том, чтобы заработать много денег, мы ведь, по большему счету, работаем на перспективу. Хотелось бы, чтобы и через десять лет имя «Ромсат» ассоциировалось с лидером, означало, что фирма на острие передовых технологий, делает свое дело качественно и является надежным партнером.

СПРАВКА «&»

Частная компания «Ромсат»

Штат: 70 человек.

Род деятельности: поставка оборудования для систем спутникового и кабельного телевидения, оказание интегрированных услуг по проектированию, монтажу, гарантийному и послегарантийному обслуживанию сложных спутниковых и кабельных систем телевидения. Производство аксессуаров для спутникового телевидения (облучатели, полярные подвески и т. д.).

Клиенты: «IVK», «КТМ», «Укрком», телекомпании «УТ-1», «Студия «1+1», НПО «Поверхность», «Новый канал», «ММЦ-СТБ», радиостанции «Голос Америки», «Наше ФМ», «Русское радио», «Укртелеком», «Укркосмос», НБУ, «Укрпроминвест», ФК «Динамо Киев», более 20 банков Украины, посольства, операторы систем кабельного телевидения и другие.

Партнеры-поставщики оборудования: Trilogy (США), Ikusi (Испания), WiSi (Германия), Harmonic (США), Fagor (Испания), Promax (Испания), Humax (Ирландия), Barco (Бельгия), Corning (Германия), Cablecon (Дания), Tandberg (Норвегия), Ripley (США), ADC Phasor (Австрия), RMS (США), Motorola BCS (General Instruments) (США), «Nokia» (Финляндия), Amphenol / TFC (США).

Залишити відповідь