Если кадровые кузницы «не куют и не мелют»

Отечественные вузы давно отстали от кадровых нужд многих рынков. И потому стратеги по персоналу динамично развивающихся компаний действуют «по законам военного времени».


Кадровый голод испытывают практически на всех рынках. А существующие в стране вузы или вовсе не готовят специалистов по многим новым специальностям, или готовят их не так, как нужно потенциальным работодателям.

И для некоторых рынков эта проблема является ограничением для развития. Так, например, если для многих компаний персонал — только один из важнейших ресурсов, то для разработчиков программного обеспечения (особенно занимающихся оффшорным программированием) кадры — самый главный актив. Динамичное развитие рынка и упускаемые по этой причине существенные прибыли вынуждают IТ-компании решать проблему своими силами и быть более настойчивыми в «модернизации» существующих в стране кадровых кузниц — вузов. Опыт этих компаний показывает, что нередко такое решение — самый эффективный и экономичный способ обеспечить себе квалифицированные кадры.



















Руки и головы: приманка для проектов
Основную выручку работающие в сфере оффшорного программирования компании получают от экспорта своих продуктов. По итогам 2004 г. украинские «софтовики» получили $100 млн. (по другим оценкам, включающим услуги и лицензии, — до $250 млн.). Россиянам этот бизнес приносит около $500 млн. в год. А индийские компании ежегодно выполняют работ на $13,5 млрд. Рост этого рынка в мире составляет около 40%, а на украинском рынке многие компании-разработчики ПО «вырастают» на 70-100% в год.

Эти темпы могли быть и большими, но компаниям просто не хватает голов и рук. Многие западные корпорации отмечают перспективность работы с украинскими компаниями. Но нехватка кадров у отечественных разработчиков приводит к тому, что большие проекты отдаются Китаю, Индии или России. По подсчетам, для того чтобы Украина смогла воспользоваться этим ростом, в течение ближайших пяти лет ей понадобится 150 тыс. новых программистов. Причем это лишь часть проблемы. Вторая ее часть заключается в том, что существующая система образования неадекватна современному уровню развития индустрии. Западные IT-компании уже давно накопили богатый опыт в том, как не допустить застоя в вузах. Отечественные же только в последнее время начали приходить к этому, однако, успев накопить свой, хоть и небольшой, но уникальный опыт.







Брак вузов можно обойти

Для удовлетворения кадрового голода компании-разработчики ПО используют две группы методов. Первые — для борьбы с нехваткой кадров:
• перенос производства в другие регионы;
• покупка людей на других рынках;
• рекрутинг студентов.

Вторые — для борьбы за качество кадров:
• обучение собственными силами в своих учебных центрах;
• кооперация компаний для организации курсов;
• сотрудничество с вузами: стажировки для студентов, проведение семинаров и чтение спецкурсов, инициирование начала подготовки по новым специальностям.

Антихедхантинг и скупка «звезд»
Мировой IT-рынок развивается очень быстрыми темпами. Поэтому IТ-компании уже привыкли к ощущению постоянной нехватки и недостаточной подготовленности кадров и давно начали решать кадровую проблему самостоятельно. В их арсенале как минимум три основных метода.

Первый — аутсорсинг, или перенос производства на другие территориальные рынки. Например, только в ближайшие несколько лет США намерены перевести за рубеж около 1 млн. рабочих мест в этой сфере. Что-то подобное, но в пределах национального рынка, делают и отечественные компании. Переносить производство за рубеж им пока не по карману (не хватает объемов заказов, и экономии на оплате труда это не принесет). В регионах же есть относительно свободные и квалифицированные программисты. Поэтому открытие производственных офисов там становится выгодным решением при нехватке кадров в столице. Впрочем, эффективность такого подхода, по оценкам Игоря Мендзебровского, старшего вице-президента компании SoftServe, ограничена тем, что управление географически распределенной компанией требует иных подходов в менеджменте и обходится значительно дороже. Да и требует инвестиций в виде времени. Ведь поскольку в регионах необходимо решать все задачи с нуля, то на то, чтобы наладить работу каждого регионального офиса, уходит не менее двух лет.

Если бизнес опережает науку, то никто, кроме самих компаний, не привнесет прикладную составляющую в учебный процесс



























Второй метод — перекупка специалистов с других продуктовых рынков. Данный метод — самый затратный, но исключительно эффективный, потому что компания получает уже готового хорошего специалиста. То есть программиста, работающего, например, в банке или телекоммуникационной компании. К этому же методу можно отнести и защиту своих специалистов от переманивания. Не так давно несколько ведущих разработчиков ПО подписали соглашение и направили его в рекрутинговые агентства. Суть договоренности в том, что компании добровольно отказались от использования хед-хантинга в своей среде. По словам Николая Роенко, президента компании Miratech, игрокам рынка удалось найти понимание потому, что хедхантинг делает бесполезным инвестирование в своих специалистов. А перекупка людей приводит к повышению средней заработной платы в целом по рынку, что также невыгодно всем. Таким образом, они застраховали себя от потери собственных готовых специалистов и необходимости покупать их на стороне.







Текучесть несостоявшихся кадров

В настоящее время в сегменте оффшорного программирования в Украине работают около 10 тыс. специалистов (в Индии — 400 тыс.). Отечественные вузы ежегодно выпускают около 25 тыс. программистов плюс еще около 20 тыс. выпускников в своей учебной программе проходят курсы, связанные с разработкой ПО и программированием. Всего около 45 тыс. в год. При этом в России ежегодно выпускается 200 тыс. специалистов, а в Индии — 380 тыс. Но если в Индии 70% выпускников идут работать по специальности, то в Украине, наоборот, 70%, уходят в другие сферы. Если опираться на эту статистику, через пять лет отрасль не получит даже 100 тыс. новых программистов.

Третий, весьма распространенный на IT-рынке метод, — создание своих учебных центров. Без него не обходится практически ни одна IT-компания по той причине, что каждого нового специалиста нужно обучить технологиям, которые использует именно она. Но нередко получается так, что учебные центры становятся местом, где новоиспеченных специалистов просто подтягивают до необходимого для работы уровня.

Если увлечься покупкой чужих специалистов, то можно растерять своих, утратив контроль за их мотивированностью























Благородно, но дорого
По признанию представителей самих компаний, методы, перечисленные выше, проблемы не решают. Во-первых, они имеют краткосрочный эффект. Во-вторых, подкорректировать существующую в стране систему образования бывает значительно проще, чем выстраивать альтернативную в собственном офисе. Западные компании пришли к пониманию этого давно, поэтому активно сотрудничают с кадровыми кузницами — вузами. В большинстве крупных компаний давно сформированы специальные отделы, ежегодно выделяются бюджеты и разрабатываются планы по сотрудничеству с учебными заведениями. По их мнению, такая кооперация с учебными заведениями — это объективная необходимость. В IT-индустрии бизнес опережает науку в вопросах исследований, тестирования, оптимизации и практической реализации новых методов и подходов в инженерии ПО. Поэтому никто, кроме самих компаний, прикладную составляющую в учебный процесс своевременно не привнесет.

Программы западных компаний по сотрудничеству с вузами отличаются не только комплексностью, долгосрочностью, но и высокой себестоимостью. Компании оказывают вузам содействие в создании учебных центров, сертифицируют преподавателей, оборудуют компьютерные классы, спонсируют дополнительные курсы, бесплатно поставляют собственное ПО. Такие программы реализуются в самых разных странах, включая Украину. Например, в Национальном авиационном университете на базе факультета компьютерных наук работают две академии — Cisco и Sun Java. А Microsoft уже открыла свои IT-академии в пяти университетах Украины. В арсенале этой компании также находится специальная программа MSDN AА. Суть ее в том, что университетам предлагается подписаться на льготных условиях на информационные материалы, посвященные новейшим технологиям компании, и использовать эти сведения в учебном процессе. В Украине на данную услугу подписались около 40 факультетов и кафедр, в мире — около трех тысяч.

Для издания специализированной литературы в Microsoft создано специальное подразделение MS Press. И в этом компания не уникальна — издательской деятельностью активно занимаются и другие компании. Например, Motorola выпускает около половины всей теоретической литературы по IT в США. Компании осознают, что при этом плодами их инвестиций в «воспитание» рынка будут пользоваться и другие. Но крупные корпорации могут позволить себе подобную форму меценатства.

Граници современных специальностей размыты. Возможно, нужный вам человек пока занят чем-то другим?























Методы взлома
Отечественные разработчики такие инструменты использовать пока не могут. Это и понятно, ведь программы западных корпораций довольно затратны. Например, Intel в рамках благотворительного проекта «Виртуоз» в течение полугода обучала преподавателей из регионов СНГ. В каждого из участников проекта было вложено около $20 тыс.

Николай Роенко объясняет: «Нам нужно либо договариваться с западной корпорацией, практикующей такие программы, либо самим нести неоправданно высокие затраты. Ведь вузы готовят специалистов для массового рынка. А компания Miratech, например, предлагает CRM-решения и услуги по внедрению call-центров, контакт-центров. Это более тяжелые, искусственные решения, которые пользуются довольно ограниченным спросом».

Так что те варианты сотрудничества, которые практикуют отечественные компании, отличаются своим преимущественно одноразовым характером, направленностью на решение краткосрочных задач, обычно невысокой затратностью и «точечностью». То есть тем, что они направлены на удовлетворение нужд одной компании. Среди них, например, стажировки для студентов. Для этого фирма договаривается с вузами о проведении на своей базе обязательной практики, которая предусмотрена в учебных планах. Вовлечение студентов в работу компании позволяет ей формировать привлекательный имидж компании-работодателя, находить «звезд». Но недостатков этот метод имеет значительно больше. «Мы избегаем привлечения студентов-практикантов из-за того, что они изначально «неправильно» подготовлены и не обладают нужными навыками. Для того чтобы найти для них работу, их нужно просто заново переучивать», — говорит Игорь Мендзебровский. Кроме того, стажировку должны проходить все студенты, независимо от уровня их подготовки и мотивированности (поскольку она обязательна и включена в учебный план). И как следствие, зачастую ресурсы компаний отвлекаются без пользы, на слабых практикантов. Поэтому они ищут новые варианты решения задачи с одновременной оптимизацией затрат на это. Например, в последнее время довольно популярным стало проведение открытых семинаров в вузах. На них речь идет о том, какие специалисты нужны рынку, какие требования будут к ним предъявляться, какие перспективы — профессиональные и карьерные — будут иметь студенты после окончания вуза. Эта работа должна показать студентам их перспективы, а также те пробелы в знаниях и навыках, которые станут для них препятствиями в трудоустройстве после получения диплома. Игорь Мендзебровский уверен, что этот канал воздействия самый эффективный. Ведь даже если сами вузы проигнорируют нужды отрасли, то студенты будут понимать, что им необходимо для того, чтобы после вуза представлять ценность на рынке труда. Это может «взломать» ситуацию. Но чаще такие мероприятия все же используются для рекрутинга. Николай Роенко: «Во время семинаров мы, по сути, делали презентацию своей компании. А в конце семинаров проводили экспресс-тестирование, с помощью которого могли определить наиболее подготовленных студентов».

Индийские — за 3, но хорошие. Украинские — за 5, но посредственные
Специалисты разных направлений нуждаются в подготовке разной продолжительности. Поэтому пятилетнее обязательное образование, «замораживающее» будущих работников на длительный срок, создает дополнительный дефицит на рынке труда. К примеру, в Индии для подготовки кодировщиков и тестировщиков есть специальные трехмесячные курсы. По оценкам отечественных разработчиков, для того чтобы восполнить дефицит рынка в специалистах низшей квалификации, достаточно готовить их всего 1-1,5 года. По словам Николая Сидорова, декана факультета компьютерных наук Национального авиационного университета, сейчас учебные планы, по которым готовятся специалисты для индустрии ПО, действительно перегружены дисциплинами, не связанными с профессиональной ориентацией. Вследствие этого второстепенные дисциплины забирают большое количество часов аудиторной нагрузки. Для обучения конкретным технологиям необходимо организовывать для студентов дополнительные платные и бесплатные курсы в рамках учебных центров и академий. В группах по 10-15 человек вуз может готовить таких специалистов, которые нужны компаниям. Или ориентировать на конкретного работодателя целые группы студентов, методично учитывая его пожелания и потребности, привлекая его специалистов для подготовки кадров.

Но курсы — временное решение проблемы. А для того чтобы решать проблему стратегически, необходимо организовывать такие курсы и программы на постоянной основе. Но для этого нужны значительные средства, а отечественные компании пока не готовы из своего кармана оплачивать преодоление недостатков государственного образования. «Если и говорить о систематическом проведении дополнительных курсов за счет компаний, то учить нужно не столько студентов, сколько самих преподавателей», — говорит Николай Роенко.

Чтобы разделить расходы, компании часто объединяют усилия. Например, если некоторые игроки рынка ощущают нехватку одинакового персонала, то создается общая программа, в рамках которой каждый из участников готовит нужное ему количество специалистов. Этот метод быстрый и эффективный. Но его ограничение состоит в том, что компании немногих рынков настолько склонны к совместному решению кадровой проблемы, как разработчики ПО. Ведь они ориентируются на зарубежных заказчиков, и поэтому практически не конкурируют друг с другом. 







Ученого — науке, вузу — управляющего, практикам — инвесторов


Дмитрий Корчевский, генеральный директор негосударственного вуза «Компьютерная академия «Шаг»:
— В Украине государство монополизировало IT-образование. Лицензии на обучение по направлению «компьютерные науки» имеют только четыре негосударственных вуза из сорока. При этом три из них находятся в Киеве и только один — во Львове. А решить проблему качества IT-специалистов можно, только уравняв государственные и частные высшие учебные заведения в правах и возможностях. Конкуренция заставит государственные вузы что-то менять в своем подходе и становиться ближе к основным заказчикам — работодателям. Кроме того, частные вузы в меньшей степени ограничены стандартами Минобразовования. И в большей степени с помощью инвесторов могут решать такие вопросы, как оснащенность классов, квалификация преподавателей и т. д. К примеру, у нас все рабочие места оборудованы персональными компьютерами. В государственных вузах обычно этот показатель не выходит за нормы, закрепленные министерством, — 12 компьютеров на 100 студентов.

То же касается и преподавательского состава. Министерские нормы определяют пропорции кандидатов и профессоров для преподавания компьютерных технологий достаточно жестко — 75% «остепененных» преподавателей. Для чтения базовых, фундаментальных, естественнонаучных дисциплин это требование имеет смысл, а вот современные технологии, «возраст» которых исчисляется месяцами, доктора наук читать просто не в состоянии — нет опыта.

И наконец, на мой взгляд, вузом должен управлять менеджер, а не ученый.







Украинские вузы готовят хакеров-индивидуалистов вместо тех, кто нужен


Игорь Мендзебровский, старший вице-президент компании SoftServe:
— Для меня как руководителя компании само по себе умение писать программы ценности не представляет. В реальных проектах на саму разработку тратится не более 10-20% затраченных усилий. «Голая» программа без анализа, постановки и обоснования задания, без описания целей и их связи с целями бизнеса практической ценности не имеет. Это раньше программирование считалось самодостаточной специальностью. А сейчас подход иной — работодатели и заказчики хотят знать, когда, за какие средства, на какую именно проблему будет нацелено то или иное решение. Поэтому создание ПО превратилось в своего рода инженерную специальность, требует развития инженерных навыков, навыков управления проектами.

Главное заключается в том, чтобы изменить саму идеологию IT-образования в нашей стране. Разработка ПО — это всегда групповая работа, для которой нужны люди, умеющие работать в команде. А отечественная система образования ориентирована на подготовку индивидуалистов, компьютерных хакеров, с другим подходом и пониманием производственного процесса.

Со своей стороны представители IT-компаний готовы к тому, чтобы тратить свое время, участвовать в образовательном процессе, читать дополнительные лекции и факультативы, выступать координаторами курсовых проектов. Нужно только предоставить нам место за кафедрой. А сами вузы к таким нашим инициативам чаще всего относятся без особого энтузиазма. Они значительно более радушно воспринимают программы западных IT-компаний, помогающих улучшить их материально-техническую базу.





Для разработки ПО теперь нужны инженеры

Николай Сидоров, декан факультета компьютерных наук Национального авиационного университета:
— Развивающееся вслед за индустрией программного обеспечения в западных странах отечественное программирование натолкнулось на существенную нехватку кадров. Такие специалисты могли бы не только программировать, но и профессионально реализовывать другие процессы жизненного цикла программного обеспечения (от специфицирования требований до управления качеством и проектированием). Для того чтобы выйти из этой ситуации, необходимо принять новый стандарт обучения для нового направления. То есть утвердить новый учебный план, ориентируясь в перечне и объеме дисциплин плана на востребованные сегодня специальности. Это направление обучения на Западе называется «инженерия программного обеспечения». В Украине сейчас есть все предпосылки для открытия такого направления и последовательного и комплексного решения проблемы подготовки кадров для индустрии программного обеспечения. Необходимо лишь волевое решение Минобразования.




Динамичный рынок на «три с плюсом»

Оффшорное программирование — это разработка программного обеспечения и оказание услуг для иностранных заказчиков компаниями, находящимися в Украине. Фактически это продажа ими своих услуг зарубежным компаниям, то есть разновидность аутсорсинга. Данным бизнесом занимаются как специализированные компании, так и разработчики ПО, работающие для внутреннего рынка. Доля разработки программного обеспечения в суммарном обороте IT-отрасли составляет сейчас 10-20%. Около 40% ПО украинскими разработчиками производится для отечественных потребителей и 60% — для зарубежных заказчиков (доход приносят также продажа лицензий и внедрение ПО). Темпы роста рынка — около 40% в год.

По данным Украинской ассоциации программного обеспечения, в 2003 г. (более «свежие» данные отсутствуют) в этом сегменте в Украине работало около 800 фирм, для 700 из которых создание ПО было основным видом деятельности. Более половины экспортирующих организаций были созданы после 2000 г. Крупнейшие из них: «Консорциум ESP», Mirasoft, ProFIX, Softline, «КМ Софт», SoftServe, «Техинвест» и др.

В 2002 г. Украина впервые была признана в мире (по данным Gartner Group) как страна оффшорного программирования. Оценка — между «fair» и «good», т. е. «три с плюсом».

Преимуществами украинского аутсорсинга являются конкурентоспособная цена, удобная «разница во времени» (когда у нас заканчивается день, в Северной Америке он только начинается). Недостатки — мало компаний, сертифицированных по мировым стандартам ISO и CMM/CMMI.

Залишити відповідь