Украинский интерес иностранного инвестора

Иностранный капитал осторожно возвращается в Украину. Этому способствует удешевление украинского бизнеса и тотальная недоразвитость отечественной экономики. Как заинтересовать иностранного инвестора в необходимости вложений именно в вашу компанию?


Вопреки определенному улучшению экономической ситуации, которое наметилось в Украине и в мире, большинство наблюдателей не ожидают инвестиционного бума в нашей стране в наступившем году.


Среди тех, кто таки решиться вложить в украинские предприятия – главным образом те инвесторы, которые привлекли средства еще до пика кризиса и просто не успели инвестировать или повременили с решением до лучших времен. Более того, «интерес инвесторов будет в основном в том, чтобы помочь предприятиям пережить кризис с целью последующей перепродажи, когда рынок войдет в стабильное русло, в период роста», считает директор представительства группы NLB в Украине Антон Сергеев. «Именно поэтому не стоит ожидать фиксации на какие-то конкретные сектора отечественной экономики – выбор инвестора будет разнонаправленным», добавляет эксперт.


В то же время определенную закономерность спрогнозировать можно. Наименее привлекательным сектором для инвестиций советник главы Укргазбанка Александр Охрименко считает банковский. «Из-за трудностей в оценке реального состояния финансового учреждения и последствий допущенных просчетов, на сегодняшний день больше всего ценятся банки, которые вообще не работали во время кризиса – просто набор документов», – добавляет он.


«То же самое со страховыми компаниями, – продолжает А.Охрименко, никто не хочет покупать долги, до тех пор, пока не будет понятна стоимость этих долгов, и какова возможность их погашения».


Не стоит рассчитывать на иностранного инвестора и недавно цветущему рынку украинской недвижимости. По итогам прошлого года Минюст зафиксировал падение рынка недвижимости почти на 80% по сравнению с 2008 годом. По информации Госкомстата, объем жилья, введенного в эксплуатацию в I половине 2009 года, упал практически вдвое — до 2,26 млн кв. м. Эксперты прогнозируют рынку дальнейшее падение, вплоть до весны текущего года. Некоторое же оживление будет возможно лишь осенью. Инвесторы не заинтересованы вкладывать в столь нестабильную сейчас отрасль.


А вот к объектам пищевой промышленности внимания будет куда больше. Деятельность в этом секторе активна и сейчас: на украинский рынок уже зашли в частности мексиканский производитель мучных изделий Gruma и японо-российский синдикат (Mareven Food Holding совместно с Nissin Foods Holdings), который специализируется на производстве еды быстрого приготовления. Недавно на продажу выставили 47,9% акций «Переяслав-Хмельницкого завода продтоваров», и большинство экспертов едины во мнении, что иностранные инвесторы будут активно интересоваться подобными предприятиями.


«Если б убрали мораторий на землю – это был бы бум!,- уверен Александр Охрименко. – Мы могли бы запустить сюда серьезных инвесторов, которые дали бы технологии, вложили сюда большие деньги… и если Россия шантажирует газом, Украина могла бы шантажировать продуктами питания всю Европу и другие страны мира», не без улыбки добавляет эксперт. Резюмируя вышесказанное можно отметить, что потенциальные иностранные инвесторы сместили свои взгляды на более устойчивые к кризису сектора: кроме перечисленных можно отметить фармацевтику, производство и дистрибуцию алкоголя, продуктовый ритейл. Последний, кстати, особенно перспективен – аналитики предсказывают рост интереса на торговые сети в разных регионах Украины. Внимание к предприятиям машиностроения будет выборочным, а металлургия будет интересна прежде всего российским инвесторам.


Как заинтересовать инвестора?


Начиная «охоту на инвестора» важно помнить, что оценивая финансовое состояние компании, инвесторы особое внимание обращают на уровень долговой нагрузки, как и в разгар кризиса следя за тем, чтобы он не был слишком высоким. У компании должен быть стабильный операционный денежный поток. Она обязана доказать, что даже в условиях падающего рынка умеет зарабатывать. Финансовая отчетность компании должна быть аудирована по международным стандартам и раскрываться не реже двух раз в год.


Кроме того, инвесторы хотят знать, куда движется компания. Стратегия может быть любой, главное — убедить инвестора в том, что этот единственно правильный путь. Важно, чтобы в стратегии компании рассматривались различные сценарии развития ситуации в разных макроэкономических условиях, были четко прописаны возможные риски и то, как компания будет с ними справляться. При этом достоверность представленной информации не должна вызывать сомнений. Что сейчас не продается, так это ссылки на предыдущий период, мол, мы сможем это сделать, потому что делали год назад. Сегодня убеждать инвестора подобной формулировкой не стоит – рынки сейчас не такие, как год назад.


Компаниям, которые уже стали или готовятся стать публичными, важно помнить, что инвесторы хотят получить результаты операционной деятельности, в том числе и в натуральных показателях. Они желают знать гораздо больше о том, как выглядит долговой портфель компании, о средней стоимости долга, структуре долгосрочных и кратко срочных кредитов, а также о том, как компания собирается рефинансировать краткосрочные обязательства. Если, к примеру, основной объем выручки компании, работающей в Украине, генерируется в местной валюте и основная часть операционных затрат также формируется в гривне, а долговой портфель при этом валютный, то инвесторов будет интересовать, при каком граничном курсе гривни к доллару компания все еще сможет выполнять свои обязательства либо как она будет генерировать валютную выручку для того, чтобы обслуживать существующий долг.


Также эксперты советуют обратить внимание на юридическую чистоту предприятия – весьма важную для всех иностранных инвесторов характеристику потенциальной покупки. Все права на его ключевые активы должны быть четко закреплены за владельцем бизнеса – в данном случае тем, кто его продает. А с этим часто бывают проблемы. Чаще всего в области авторского права – стороны заключают формальные договора, юридическая сила которых при смене владельца может оказаться под сомнением.


Ну и напоследок эксперты советуют не забывать о «скромности» и реально оценивать нынешнюю стоимость бизнеса. Ведь порой владельцы бизнесов частенько оценивают их исходя из докризисных реалий, в то время как покупатель требует поправки на нынешние условия.


Украина остается рынком с очень высоким уровнем политического, экономического и операционного риска, и поэтому, чтобы заинтересовать инвестора делать что-либо в Украине, нужно предложить очень высокий уровень доходности. Намного выше, чем в других странах центральной и восточной Европы, отмечает А.Сергеев. «Украина – пожалуй, самый недоразвитый рынок Европы, поэтому любой сектор нашей экономики может быть потенциально интересным для инвесторов», – с оптимизмом резюмирует он.

Залишити відповідь