Зачем платить за компьютерные правовые систем

Предлагаемые сегодня пользователю компьютерные правовые системы (или как их называют разработчики – «информационно-поисковые системы для работы с полной или специализированной нормативно-правовой базой Украины») делятся на два вида. Первый – онлайновые системы, работать с которыми можно по Интернету, и, как правило, бесплатно. Второй – платные оффлайновые компьютерные правовые системы (далее – КПС), иными словами – специальное программное обеспечение (soft) для работы с нормативно-правовой информацией.

К группе украинских компьютерных правовых систем on-linе специалисты относят, как минимум, три web-сервера: www.rada.kiev.ua (Центр компьютерных информационных систем секретариата Верховного Совета Украины), www.liga.kiev.ua (Информационно-аналитический центр «ЛИГА») и www.nau.kiev.ua (компания «Информтехнология»).

Вторая группа КПС представлена на рынке продуктами примерно от десятка компаний. Наиболее активными из них, по словам специалистов, являются: ИАЦ «ЛИГА», ЗАО «Информтехнология», ЧП «Динай», Информационно-аналитический центр «Бит», «Центр компьютерных технологий», компания «Салтус». При этом разработчики оффлайновых систем утверждают, что платные КПС имеют неоспоримые преимущества перед их бесплатными конкурентами.

Удобства оффлайновых систем

Во-первых, это общее «превосходство системы». Говорит директор ИАЦ «ЛИГА» Сергея Бондаренко: «Специально разработанный soft оффлайновой компьютерной правовой системы обладает несравнимо большим набором функциональных и технических возможностей, чем универсальный браузер Интернет».

Во-вторых, специализированные КПС выигрывают у онлайновых в надежности работы. Как утверждает заместитель директора Центра компьютерных технологий Андрей Карпенко, «в регионах Интернет довольно слабо развит. А учитывая качество наших линий телекоммуникаций, такая ситуация сохранится надолго».

В-третьих, это оперативность обновления правовой информации. Время подготовки нового документа к включению в ведущие платные системы жестко регламентировано и не превышает одного дня, тогда как на бесплатных web-серверах процесс может занять неделю, а то и больше. При этом обновление происходит любым удобным для клиента способом: посредством Интернета, по электронной почте, на дискетах и компакт-дисках, доставляемых почтой или курьерами.

В-четвертых, у оффлайновых систем оперативность поиска на порядок выше. По словам Андрея Карпенко, «даже в Киеве, где качество Интернет-связи намного лучше, осуществлять поиск в режиме on-line все равно долго (особенно в моменты, когда к серверу Верховного Совета подключено очень много пользователей). И соответственно дорого, учитывая плату за Интернет-связь».

В-пятых, уровень сервиса. «Если вы – клиент крупного разработчика платной КПС, вам всегда будет к кому обратиться с вопросом или за советом, – говорит Сергей Бондаренко. – К примеру, ИАЦ «ЛИГА» имеет диспетчерский центр с «горячей линией», в котором 5 человек занимаются исключительно обслуживанием звонков клиентов».

И последнее, в чем сходятся все разработчики, – платные оффлайновые КПС предоставляют пользователю намного больший объем и спектр правовой информации, чем аналогично позиционированные бесплатные системы on-line.

«Информационные бонусы» платных систем

По словам г-на Бондаренко, типичная оффлайновая КПС включает в себя не только поисковый модуль по нормативной базе (как и онлайновые системы), но и массу разнообразных специализированных справочников. Например, терминологические словари, классификаторы, типовые договоры, нормы, тарифы, ставки, курсы валют. Помимо этого, ведущие отечественные компьютерные правовые системы off-line содержат обзоры «перспективного» законодательства (т. е. базы по законам, ожидающим подписи президента, законопроектам и другим готовящимся нормативным актам), комментарии специалистов и разнообразные «информационные бонусы» в виде дополнительных специализированных баз.

Так, разные компании-разработчики включают в свои КПС:

  • отдельные базы нормативно-правовой документации столичных и региональных (местных) органов власти;
  • базы разъяснений, писем, приказов и инструкций ГНАУ, не зарегистрированных Минюстом;
  • справочники органов власти (адреса, телефоны, назначения);
  • обзоры прессы, публикующей материалы на правовую тематику;
  • обзоры судебной практики;
  • анализ отраслей законодательства и т. д.

Помимо указанных баз, ориентированных прежде всего на юристов, разработчики платных КПС также предлагают тематические CD-справочники по законодательству, рассчитанные на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и коммерческих директоров, специалистов по ВЭД.

Так, компания «Динай» с 1993 г. выпускает и еженедельно обновляет специализированные справочники по законодательству с консультациями и комментариями экспертов по четырем темам: налогообложение и бухучет («Гроссбух»), хозяйственные и трудовые отношения («Босс»), внешнеэкономическая деятельность («ВЭДэксперт»), фондовый рынок и приватизация («ФондИНВЕСТ»). А с начала 2000 г. к выпуску своих аналогов упомянутых справочников приступил также Информационно-аналитический центр «ЛИГА» («ЛИГА: Консультант бухгалтера», «ЛИГА: Практик руководителя» и «ЛИГА: Консультант ВЭД»).

Выгоды, порожденные конкуренцией между разработчиками КПС

Достаточно жесткая конкуренция на рынке КПС значительно укрепила позиции потребителей правовых систем. За последние два года существенно улучшились интерфейсы, повысилась эффективность поисковых модулей и возросли функциональные возможности систем. В то же время декларативная цена на них снизилась в три раза.

Так, цены ведущих разработчиков оффлайновых КПС колеблются от $150 до $500 за первичную инсталляцию, а ежемесячная абонплата за обновления составляет от $10 до $120 . Фактическая цена упала еще больше. В погоне за новыми клиентами некоторые компании-разработчики периодически проводят рекламные акции, в рамках которых первичная инсталляция систем производится либо за символическую плату, либо вовсе бесплатно. Поэтому, если попасть на акцию, можно значительно сэкономить. Другой маркетинговый ход – периодический выпуск (2-3 раза в год) нескольких тысяч дешевых компакт-дисков с полной версией правовых систем.

Впрочем, «борьба за потребителя» обеспечила еще одну выгоду пользователя «законодательства off-line» – он может выбирать КПС даже исходя из практикуемого разработчиком «принципа включения нормативных актов в систему».

Среди операторов рынка распространены два подхода реализации указанного принципа. Первый из них подразумевает включение в базу только вступивших в силу документов. Говорит Андрей Карпенко, заместитель директора Центра компьютерных технологий: «Иногда у нас бывает так, что по телевизору объявят о принятии какого-нибудь закона, а на следующий день его отменят. Поэтому мы включаем документ в базу, только когда есть гарантия, что закон вступил в действие, т. е. с момента опубликования в официальных изданиях».

Второй подход заключается в отслеживании не только действующих нормативно-правовых актов, но также законопроектов и других готовящихся документов. «Это позволяет пользователям системы вовремя применять превентивные меры, и таким образом, очередное законодательное новшество не застанет врасплох предприятие», – утверждает директор компании «Информтехнология» Галина Путилова.

В перспективе, по словам разработчиков, будет улучшаться не столько интерфейс правовых систем (наиболее известные продукты имеют интерфейс, похожий на привычный «Проводник» Windows), сколько эффективность и скорость систем поиска, увеличение объема баз с комментариями специалистов, техническая оптимизация программ. Функциональные возможности систем также расширятся. Сергей Бондаренко считает, что «вскоре оффлайновые системы перейдут в разряд симбиоза с IP-доступом (доступ через Интернет), когда клиент будет иметь основную базу у себя и «просматривать» все новое в Интернете, чтобы не заниматься каждодневным обновлением. Таким образом, локальная сеть каждого пользователя расширится до уровня глобальной».

Андрей Карпенко, заместитель директора Центра компьютерных технологий

– На сегодняшний день программный продукт «ЛИГА: ЗАКОН» – самая мощная компьютерная правовая система, обладающая мощным интерфейсом с гипертекстовыми ссылками и наиболее полной нормативной базой. Но все это требует значительных затрат на поддержку системы, что соответственно сказывается на ее цене. Поэтому не каждое малое предприятие или госучреждение, ограниченное в финансировании, может позволить себе столь мощную систему. При разработке нашей системы мы ставили перед собой цель создать наиболее простой и доступный интерфейс. Документы в нашей базе разложены по ведомствам, которые их издают. Вместе с тем возможен поиск по ключевому слову. Мы не вставляем в нашу законодательную базу документы, касающиеся назначений, увольнений, награждений, создания комиссий и т. п. А доля таких документов весьма значительна – например, в указах президента она составляет около 60%. Основной источник пополнения документов в нашу базу – сканирование с официальных печатных изданий Кабмина и Верховного Совета. Тематические справочники для нас специально готовит аудиторская фирма.

Галина Путилова, директор компании «Информтехнология»

– Создание украинских электронно-правовых систем начиналось в нашем парламенте. Тогда это были системы «Право» и «Законодавство» – матриархальные системы, разработанные Центром компьютерных информационных систем секретариата Верховного Совета Украины. В наши базы информация попадает из нескольких источников, но около половины ее – непосредственно из Верховного Совета, где работают несколько наших штатных сотрудников, создающих электронные версии документов. Мы также являемся представителями московской фирмы по распространению информационно-поисковой системы по российскому законодательству.

Сергей Бондаренко, директор Информационно-аналитического центра «ЛИГА»

– Центр «ЛИГА» является разработчиком технологии создания и ведения Единого государственного реестра нормативно-правовых актов Украины. Базы «ЛИГИ» используются для его формирования, а потому его форматы идентичны форматам системы «ЛИГА: ЗАКОН» (седьмой версии), что дает возможность пользователям работать с текстами, проверенными Минюстом при включении в Госреестр. Кроме того, центр «ЛИГА» имеет прямые договора об информационном сотрудничестве с 22 официальными источниками нормативно-правовой информации (центральные органы исполнительной и судебной власти, областные администрации). В перспективе же хочется сделать систему с глубокой аналитикой (что-то вроде домашнего советчика) по многим конкретным вопросам, например, как провезти автомобиль через таможню.

Андрей Найдек, генеральный директор компании «Динай»

– Будучи сам предпринимателем, при создании компьютерных справочников я ориентируюсь прежде всего не на юристов, а на таких же, как я, предпринимателей, бухгалтеров, специалистов ВЭД. У таких пользователей слишком мало времени на изучение всего законодательства Украины. Мы предлагаем им только те документы, которые регулируют их повседневную деятельность, а также комментарии к законодательству, консультации экспертов и много другой полезной информации.

Залишити відповідь